» » Шанхай. Между прошлым и будущим...

Шанхай. Между прошлым и будущим...

3043090

У нас была пара дней столь любимого нами пешеходного знакомства с городом, неспешного и обстоятельного, когда можно было не погладывать на часы, не опасаться опоздать на корабль и гулять ночами напролет, наслаждаясь свободой передвижения, красотой сияющих в огнях улиц и неизученным пока еще городом. В общем, перспективы были самые радужные, и от Шанхая я ждала самых положительных эмоций.



Справедливости ради скажу, что Шанхай не подвел, подарив столько интересных открытий, незабываемых впечатлений и чисто визуальных удовольствий, что слова плохого о городе я сказать не могу, да и не хочу. Шанхай город совершенно уникальный, где между прошлым и будущим зачастую всего несколько шагов, где совсем уж китайский Китай ютится под боком у совершенно европейского города, напоминающего сразу несколько мировых столиц одновременно, где роскошь соседствует с убогостью, идеальный порядок с настоящим бедламом, высокая кухня с ароматами сомнительного на вид варева, высокая мода продается в магазине над которым болтаются на ветру вывешенные на просушку самые запростецкие подштаники, дорогие автомобили припарковывают у стоянки ржавых и видавших виды велосипедов, а вполне современные молодые люди не имеют ни малейшего понятия о том, что значит быть воспитанным.





Китайцы, населяющие Шанхай, положительных эмоций у меня не вызвали. Да, можно вести долгие споры на тему древнейшей цивилизации, особого пласта культуры и великих достижениях китайского народа, но я сейчас не об этом. Я о том, что два с лишним дня, прожитых на шанхайских улицах, среди плотной массы народа, по их правилам, среди их привычек и особенностей, утомили меня безмерно, и улетала я домой совершенно не жалея, что отпуск закончился и впереди ждет работа. Я откровенно устала от шума и гама, простых и незамысловатых нравов китайцев, полного игнорирования ими всех остальных языков мира, кроме своего, родимого, и вытекающих из этого сложностей в общении, меня напрягали их прокуренные улицы и не менее прокуренные парки, где должны были благоухать розы, а не сигареты, достали палки для селфи, норовящие стукнуть по голове или выбить из рук фотоаппарат. Много чего в поведении китайцев мне не понятно. Я старалась, как могла, не замечать всех этих мелочей и пыталась стереть их из памяти, но не рассказать об этом было бы не честно — путешествия не всегда дарят исключительно приятные моменты. Впрочем, к самому городу это не имеет почти никакого отношения…





Шанхай — это мешанина. Это невероятная смесь совершенно несовместимого, порой взаимоотталкивающего и даже взаимоисключающего. Но самым удивительным образом, все эти диаметральные противоположности уживаются мирно и дружно, показывая и рассказывая каждому желающему, что такое настоящий Шанхай — город, соединяющий эпохи и примиряющий противоречия.

Обо всем этом, удивившем и запомнившемся, я и постараюсь рассказать в своем отчете о финальном городе нашего азиатского круиза — Шанхае…







Деньги.



Китайские юани мы поменяли еще дома, по достаточно приличному курсу. Советы людей бывалых предупреждали, что обмен юаней в Шанхае дело муторное, связанное с кучей формальностей, да к тому же иногда по не самому удачному курсу. Начитавшись такого, мы решили подстраховаться и ехать со своими юанями, а там уже решать по месту, нужно нам еще денег или обойдемся этими.

Не обошлись, потому как дороговато все в Шанхае. Возле нашего отеля был банк, где круглосуточно работали два автомата, снимающих деньги с карты и выдающие взамен новенькие юани. Автоматы были надежно упрятаны за двумя заборами, с хитрыми запорами и одним охранником, бдящим круглосуточно, дабы пресечь всевозможные негативные моменты. Инструкция в автомате рекомендовала и самому быть бдительным, закрывать за собой дверь на все запоры и не верить никому, потому как люди всякие встречаются. Несмотря на запугивания, процедура обмена долларов на юани прошла успешно и даже наш банк пропустил ее, не став вдаваться в продолжительную переписку посредством СМС, выясняя, мы или не мы потрошим наш счет.

Обмен в банке проходит сложнее, требует оригинала паспорта, высиживания в очереди и формальностей на китайском языке, непонятном нам так же, как банку английский.

Курс в отеле вообще грабительский и не вызывает никакого желания поучаствовать в обмене валют, так что про него нечего и говорить.

Добавлю, что купюры все с портретом великого Мао, нового образца, мелочь тоже встречалась, но особого применения ей мы не нашли, потратив часть на покупку билетов в метро, а оставшиеся привезли домой в качестве сувенира.

Такси.



Шанхайское такси — это настоящий аттракцион, поучаствовать в котором можно имея в запасе крепкие нервы, ангельское терпение и железобетонную выдержку. Если у вас нет хотя бы одного из перечисленных качеств, с такси лучше не заводиться, здоровее будете.

Не знаю, что назвать главным в этой аттракции, пожалуй, язык, как самая сложная проблема в налаживании диалога между водителем и пассажиром. Таксисты английского языка не знают, впрочем, как и большинство (причем подавляющее) шанхайцев. Кто-то когда-то решил, что это им не нужно, на этом все успокоились и переложили все сложности диалога на плечи туристов. С одной стороны, проблема эта решаемая — распечатываете дома название отеля и адрес крупненькими иероглифами (лучше подстраховаться, вдруг водитель видит плохо) и вручаете это таксисту.

Тут выскакивает вторая проблема. Города они не знают. От слова «совсем» или даже «абсолютно». И, надо думать, задают вам вопрос: «А как проехать-то?», причем на китайском. Экспрессивный диалог между вами и водителем не приводит ни к чему результативному, ибо общение идет на разных языках. Тут водитель понимает, что пришло время просить помощь зала и набирает номер диспетчера своего таксопарка, которая, а) — говорит по английски и б) — худо-бедно подскажет таксисту, куда ему ехать, понятно, что на китайском языке.

Казалось бы, расслабься и поглядывай в окно. Ан нет!

И на свет появляется третья проблема. Обсчитать вас захотят непременно! Счетчики, установленные в каждой машине, вроде бы чисто случайно прикрываются навигатором (толку от которого чуть, как вы уже поняли). Просьба убрать навигатор и разрешить поглядывать на счетчик, который тикает, отсчитывая ваши юани, опять упирается в языковый барьер, который можно проломить только недюжинной настойчивостью, я бы даже сказала, упрямством. Слабаки ломаются быстрее, самые упертые падают в несознанку и глубокое непонимание, но видя, как уверенно вы гнете свою линию, рано или поздно сдаются и раскрывают заветные циферки вашему обозрению.

Тут нужно отступление. Народная молва всячески хает и обзывает нехорошими словами такси красного цвета, настоятельно рекомендуя игнорировать машины этого таксопарка и не садиться в них ни в коем случае — их дурная репутация широко известна не только в Шанхае. Выезжая из отеля в аэропорт, такси нам пришлось заказать на рецепции и оказалось оно, правильно!, красного цвета. Мы ж не дураки — цену выяснили заранее и решили рассказать об этом водителю. Его вариант оплаты труда был в два раза дороже и звучало это весьма категорично. Пока шел торг, машина тронулась с места и водитель, внутренне ликуя («куда они теперь денутся!»), влился в поток. Осознав, что нас так нагло решили «развести на бабки» я вконец озверела и поняв, что мое решительное «нет!» всерьез не воспринимается, просто распахнула дверь, показывая свое желание покинуть драндулет прямо сейчас, на светофоре. Психов боятся во всем мире, шанхайские таксисты тоже не исключение — водитель подал на попятную, согласился везти по счетчику, поехал самой короткой дорогой, довез за минимальное количество времени и в качестве своего «фи» отказался выгружать наши чемоданы из багажника. Мое ответное «фи» не стало закрывать за собой багажник, так, с открытым, таксист и уехал, психованно взвизгнув ни в чем не виноватыми колесами. Отсюда вывод — лишней информации не бывает, а деньги сохранить она помогает.

Цена вопроса зависит от многих моментов: времени суток (ночные тарифы во всем мире дороже), времени ожидания (за простой машины придется доплатить), наличия по пути следования платных автострад, мостов и прочего (за все это деньги снимают с пассажиров). Чаевые в Шанхае любят до самозабвения, корректируя ваш жест доброй воли согласно курсу юаней к доллару и настойчиво требуя сумму чаевых повысить до приятной (на их, шанхайский, взгляд). Плюс добавьте к этому пробки на дорогах, минус ваши нервы — лучше сто раз подумать, так ли оно вам нужно, это такси…





В шанхайском такси водитель отгорожен от салона пластиковой перегородкой — деньги отдать она не мешает, но задушить водителя будет проблематично. Про задушить — не шутка. И дело тут не в криминале, по большому счету криминала в Шанхае нет, мы гуляли ночами и никто даже не дернулся обидеть нас сильно. Но дорога из порта в отель заставила меня несколько раз прокрутить в воображении сцены удушения водителя, обрастая деталями и леденящими душу подробностями от прогона к прогону…

Промотав сцену выяснения дорог, ведущих к нашему отелю (а расположен он был на Бунде, который, как мне казалось, должен был знать любой таксист!), переходим ко второму акту этой драмы.



Добирались до отеля мы рано утром, когда весь Шанхай сел за руль и помчал на работу. Ну, про помчал это я сильно загнула — дороги были наглухо забиты и транспорт еле полз, конвульсивно дергаясь с полосы на полосу, в тщетной надежде выбраться из пробок. Водитель скучал и коротал время как мог. Мог он не очень много, но то немногое, что не давало ему заскучать, он делал от души и со смаком: ковырялся в носу (самозабвенно), почесывался от макушки до… не знаю, не видела, что там было этим «до» (похрюкивая от удовольствия), плевался на дорогу, стараясь попасть по колесам противных лично ему машин (удачный плевок сопровождался воплем победы, неудачный — переплевывался), подпрыгивал и подергивался, подпевал мерзко орущему радио, свистел (фальшивил, гад!), копался в недрах своих ушей (тщательно изучая ископаемые), курил сигарету за сигаретой и периодически стряхивал перхоть с плеча на тех, кто сидит сзади. Сзади сидела я. Как я его не придушила — и сейчас понять не могу. Наверное, как-то сумела достичь нужного дзен и воспарить над происходящем — никаких иных объяснений моего долготерпения у меня нет…

Если все вышеперечисленное для вас не аргумент и в такси вы все равно хотите прокатиться, то ловите машину в любом удобном вам месте (налетят стаей, еще за вас драться будут!), садитесь в салон без лишних разговоров, захлопывайте дверь и потом уже начинайте бесконечную песнь о цене вопроса, куда вам надо и как найти дорогу к этому надо. Главное — сесть, дальше таксист никуда не денется, правила у них такие.

Остается добавить, что по Шанхаю катается десяток такси разного цвета, а соответственно и качества обслуживания. Лучших из них всего семь, отмечены они звездами на лобовом стекле (левый угол). Лучшие из лучших удостоены пяти звезд, хотя, как показала практика, это ни о чем не говорит — проблемы одинаковые, что у однозвездочных, что у пятизвездочных, и на кого вы нарветесь, не знает никто, даже ваша судьба.

В конце поездки вам протянут чек — берите его на всякий случай, вдруг выяснится, что вы что-то забыли, в нервах покидая эту юдоль моральных страданий. По номеру автомобиля можно будет легко и просто найти свою пропажу. Если чек не протянут — потребуйте сами, а вдруг пригодится важная бумажка.

Если говорить о транспорте вообще, то в Шанхае надо родиться, чтобы смело перебегать дорогу, безбоязненно ходить по тротуару и бесшабашно рисковать жизнью, пытаясь пересечь перекресток. Совершенно непонятные туристам правила движения, шанхайцы чувствуют интуитивно и сами смело вносят ноту хаоса в и без того хаотичное перемещение транспорта по дорогам родного города. Тротуары здесь не для людей, на них абсолютными хозяевами себя ощущают велосипедисты и мотоциклисты, работающие разносчиками всего, что только можно развозить и разносить. Момент, когда они неслышно подкатят сзади, чтобы отчаянно брямкнуть клаксоном и напугать тебя до полусмерти, или просто уткнуться тебе в тыльную часть фигуры и напугать этим еще больше, я так и не научилась угадывать и первый день честно подпрыгивала от неожиданности. Второй день пошел легче, а будь у меня в запасе еще пара дней, думаю, я и вовсе перестала бы реагировать на помеху сзади.





Метро.





Метро Шанхая — самое длинное в мире по общей протяженности линий, перевозит ежедневно чудовищное количество человек и было построено третьим по счету в Китае.

Метро достаточно чистенькое, информацию от людей не утаивает, станций много, выходы подробно расписаны и стрелочками подсказаны, оплачивается проезд элементарно, поезда снуют точно по расписанию, паузы между ними незначительные, вагоны современные и тоже отлично информированные, цена вопроса по карману сильно не бьет. К тому же весь город опутан сетью подземных дорог и это, казалось бы, очень и очень удобно, если бы не было несколько «но»…

— Расстояния от станции метро до достопримечательностей иногда очень большие — идешь, идешь, отсчитывая повороты и переулки, улицы и площади, а достопримечательности все нет. Самое обидное — вкусив прелести увиденного чуда, назад приходится проделать столь же длинный и не всегда удобный путь. Утром это не сильно напрягает, но вечером…

— Несмотря на всю свою современность и похожесть на метро Сингапура и Гонконга, вежливостью и хорошими манерами в этом метро даже не пахнет. Каждый раз я впадала в ступор, увидев, как в открывшиеся двери вагона одновременно начинала ломиться толпа с перрона, чтобы войти, и толпа из вагона, чтобы выйти. Давка в дверях наглядно демонстрировала, что испытывает фарш, протискиваясь сквозь дырочки мясорубки. Зазевавшийся культурный турист рискует остаться ожидать следующий поезд, в котором картина штурма дверей повторяется с точностью до мельчайших деталей…

— При всей своей пафосности, мраморности и сиянии огней, некоторые переходы удручали небрежностью постройки, не выдерживающей никакой критики и испытания временем — то плитка выпадает, то поручни шатаются, то дожди пробили себе дорожку и разукрасили разводами потолки переходов между линиями.

— Любит станции метро местный асоциальный элемент, устраиваясь отдыхать с удобствами ближе к вечеру и внимания не обращающий на проходящих мимо людей. Дискомфорта от него никакого, кроме оскорбленного чувства прекрасного.

— На станциях работает досмотр багажа у всех пассажиров — рюкзаки и многочисленные пакеты надо пропустить через сканер, напоминающий аэропортовский. То, что отнимается, демонстрируется наглядно — ножи, оружие. У вас ничего этого нет? Отлично, но вещи все-таки надо пропустить сквозь сканер, а уж служащие метро сами решат, насколько вы законопослушны. В час пик это очень напрягает и приходится отстоять очередь из таких же недовольных, как вы.

— Станции метро настолько похожи друг на друга, что убери поясняющие надписи и ни за что не догадаешься, куда ты приехал. Поэтому названия станций помимо китайского пишут и на английском, что очень облегчает навигацию. В противном случае я даже не представляю, как можно разобраться в шанхайском метро. Видимо, они это тоже понимают…

— Выходов из станций, как правило, несколько, обозначены они буквами, А, В, С и так далее, но выходов с одной станции может быть так много, что лучше всего заранее выяснить, в сторону какой буквы вам повернуть, иначе можно достаточно долго вникать, куда вам двигать дальше.

— Четырнадцатой линии метро почему-то нет. Вообще в Китае не любят цифру четыре, в нашем отеле не было четвертого этажа…

— В вагонах метро названия станций объявляют на китайском и английском. Информационные табло, на которых высвечивается название станции, переходы на другие линии и прочие подробности, тоже двуязыкие. Названия достопримечательностей, расположенных рядом со станцией, объявляют только на китайском, что меня озадачило.

— Внутри станции маркированы лентами или цветными полосами, повторяющими цвета линий метро. Как оказалось, это очень удобно и можно не сильно заморачиваться, решая, в правильном направлении вы двигаетесь или вам надо переходить на другую линию (при условии, что вам известны цвета этих самых линий).

— На станциях метро жарко, кондиционеры здесь если и есть, то сил их явно не хватает. А вот в вагонах жить можно, кондиционеры трудятся на совесть. Правда рассчитывать, что добравшись до метро вы сможете посидеть в прохладе вагона, не приходится — народа так много, что не то, что сидеть, стоять негде.

— Цена вопроса зависит от расстояния, которое вам нужно проехать и действует на все линии шанхайского метро.

— Билет лучше всего покупать суточный, но можно и разовый, вводя в автомат линию и станцию, до которой вам надо доехать. Язык, на котором автомат с вами будет общаться, можно выбрать, нажав на кнопку «English». Количество билетиков задаете отдельной кнопкой. Автомат принимает и купюры (очень купные не принимает, но на автомате написано, какого номинала купюры можно использовать в данном случае), и мелочь, сдачу дадут вместе с билетом и ваша задача сцапать сдачу до того, как ее умыкнет из-под вашего носа шустрый побирушка.

— Билеты прикладываете к турникету на входе (помечает, где вы начали движение) и на выходе (считывает сумму), иначе турникет вас не выпустит.

— В час пик очереди к автоматам и турникетам огромные, а вагоны забиты до отказа — метро в Шанхае очень популярный транспорт.

— Поезда отгорожены от платформы прозрачным заборчиком, очевидно это сделано для того, чтобы экспансивная китайская толпа не смахнула стоящих спереди на рельсы, рванув на штурм открывшихся дверей вагона. В то, что смахнуть могут, понимаешь в первую свою поездку в шанхайском метро.

— Метро работает с 6.00 до 23.00, но на каждой станции есть свои нюансы и время может меняться, вне зависимости от того, что написано на сайте метро или непосредственно на входе. Лучше минусовать от заявленного времени закрытия минут тридцать, чтобы прокатиться с гарантией, а не уткнутся в запертые двери.

— Дети ростом меньше 139 см, в метро проходят бесплатно. Почему-то в Шанхае указывается не возрастной ценз, а именно рост. В связи с этим у меня возник вопрос — а лилипутам тоже бесплатно? Выяснить это я так и не смогла.

Несмотря на некоторые неудобства и непонятки, легко и просто разрешаемые уже со второй поездки, метро Шанхая очень удобное, информативное и позволяет сберечь массу времени, легко и быстро перевозя вас от достопримечательности к достопримечательности, минуя всевозможные наземные пробки, к тому же за очень умеренную плату. Собираясь в Шанхай, изучите схему метро, привяжите к ней интересующие вас объекты, и вы увидите намного больше того, что смогли бы увидеть, передвигаясь на такси или в автобусах, я уж не говорю про пешеходные забеги.

Люди и нравы.





Шанхай — город густонаселенный. Представьте себе: неисчислимые толпы туристов, снующие по улицам, паркам, храмам и рынкам, приплюсуйте сюда разноголосый хор перекрикивающих друг друга голосов, подмешайте устойчивый и не всегда приятный аромат готовящейся еды, разбавьте клубами дыма от сигарет, пустите тонкую нотку цветущих деревьев, звонкую ноту вопящих клаксонов, вопли разносчиков всякого-разного, визг тормозов уткнувшегося в вас мопеда или велосипеда, клацанье затворов самых разных фотоаппаратов, настойчивое «купи-купи», деликатное позвякивание колокольчиков в храмах и на сувенирных рынках, сухой треск раскрываемых вееров, хлопанье на ветру развешенного на бесконечных веревках белья, стрекот швейной машинки за углом, сеанс педикюра на многолюдной улице, изящных девушек, топающих в зимних сапогах при тридцатиградусной жаре и бабушек, занимающихся физкультурой и спортом в шелковых пижамках самых завидных расцветок. Вот теперь вы сможете нарисовать картинку самого обычного дня в Шанхае…





Любой город — это люди. Приглянулись вам местные жители, стали отчего-то симпатичны вам, а вы, соответственно, им — получится и любовь с новым городом. Не пришлись по душе друг другу — хоть оббегайся по достопримечательностям и упейся красотами вусмерть, все равно останется в душе осадочек, способный испортить ту самую бочку меда.

И при всей красоте Шанхая (а в городе есть настолько симпатичные и уютные уголки, что уходить не хочется и само время останавливает бег, позволяя насладиться увиденным в полной мере), сами шанхайцы вызывали у меня массу вопросов, найти ответы на которые я так и не смогла и, улетая, понимала — должно пройти немало времени, чтобы мне снова захотелось погулять по китайскому городу. Любому на карте этой страны.



Простота китайских нравов граничит с невоспитанностью, в нашем понимании этого слова, и зачастую переходит эту условную границу. Судите сами!

— В Шанхае можно встретить мужчин, релаксирующих в парке или просто идущих по улице, с майкой или футболкой, задранной гораздо выше пупка. Никого, кроме туристов, это не шокирует — довольный жизнью и сытый китаец охотно демонстрирует миру свой живот. Причем, чем живот массивнее, тем лучше жизнь у китайца, а благополучием грех не похвастаться. Насмотрелась я толстых пузеней в Шанхае, на пять жизней вперед хватит.

— Орут китайцы так, что к вечеру уши начинают болеть от испускаемых вокруг децибел. Перекричать друг друга — единственно возможный вариант диалога, а сбежать туда, где тишина и птички поют, невозможно — в парках тоже стоит ореж несусветный. Ситуацию усугубляет любовь собираться большими компаниями и общаться громко, непринужденно, стараясь кричать как можно громче.

— Курят все. Курят много, непрерывно, сигарета за сигаретой: в парках, на улицах, в ресторанах, в храмах, на рынках. Вечерний бриз густо замешан на сигаретном дыме, цветущие магнолии тоже окутаны дымом и им же благоухают, а для человека некурящего в Шанхае просто нечем дышать. Пустить дым вам в лицо — тоже обычная картина, возмущаться бесполезно, вас просто не поймут.

— Едят здесь непрерывно. Вообще китайцы любят поесть и давно вышли на уровень профессионалов в плане набивания живота своего. Вопрос «куда все девается» можно не задавать — понятно куда девается, стоит только завернуть в любой общественный туалет (тема не для чувствительных людей). Но выйдя оттуда, китайцы продолжают прерванную трапезу, потому как есть хочется.

Едят здесь, если не всё, то многое из того, чем богата наша природа. Некоторые вкусовые пристрастия вызывают вопросы, некоторые — спазмы возмущенного желудка, на некоторые лучше вообще не смотреть, а то еще приснится в ночи…

Все жарится, причем в таком обилии масла, что хочется поинтересоваться у создателя всего сущего — как устроены желудки китайцев, переваривающие такое без ущерба для здоровья?





Некоторые продукты можно выбирать в сыром виде и лично корректировать время и интенсивность обжарки, если вы владеете китайским, конечно.



Насмотревшись еще на корабле, ЧТО, и самое главное, КАК едят китайцы, я считала себя подготовленной к этому моменту, но суровая правда жизни вмиг разрушила мои иллюзии, столкнув меня со зрелищем поедания лапок то ли курицы, то ли голубя, протянутых в безмолвной мольбе к безучастным небесам. Зрелище это достойно украсить любой фильм ужасов — голубей было жалко до невозможности…





Процесс смакования куриного маникюра, в хорошей компании и под пивко, я в своем описании опущу — вдруг кто трапезничать вздумал…

Пока весь мир пытался вникнуть, а потом и применить к себе доктрину не делать из еды культа, чтобы перейти на правильное питание и прочие здоровые образы жизни, китайцы развивались своим путем и возводили еду в ритуал, требующий круглосуточного поклонения и непрерывного закидывания в себя калорийного, жирного, углеводного и не всегда полезного.

Китайские дим-самы и не менее китайские вантоны оказались самым безобидным вариантом местной еды, позволившим не окочуриться с голода и время от времени снабжать организм калориями, далекими от пищи легкой и полезной. Вантоны в Шанхае едят все, в огромных количествах — кто-то присев за шаткий столик уличной забегаловки, кто-то — орудуя палочками на ходу, с ловкостью жонглера закидывая увесистые пельмени себе в рот.

Шанхайские сладости я не поняла и не оценила — что-то не совсем внятное и понятное, странного вкуса и непривычного вида. Наблюдая, как туристы покупали коробки с этими сластями, я пребывала в некотором недоумении и купленная на пробу штуковина сомнений моих так и не рассеяла — видно, к ним надо привыкать с самого детства.





Шанхай называют городом гурманов, но я бы его назвала городом обжор, и это намного больше соответствовало бы той действительности, что увидели мои глаза…

— Дети здесь едят не капризничая, а если и капризничают, то не из-за того, что в них впихивают еду, а им не хочется. Бесперебойная поставка калорий в организм требует столь же бесперебойной эвакуации, и шанхайские мамаши решили проблему просто и не замысловато, облачив свои чада в штаники с распоротым задним швом. Дитя, захотев присесть здесь и сейчас, приседает и через пару минут топает дальше, счастливый и облегченный. Пока не увидела всю эту картину, грешила на собачек — под ноги в Шанхае очень надо посматривать…

— Физкультура в Шанхае — дело обычное. Не знаю, как называются все те телодвижения, что выписывают с утра до вечера на улицах, площадях и в парках люди старше среднего возраста, но отдаются процессу они самозабвенно, не забывая, однако, косить на вскинутый в их сторону фотоаппарат — не нравится им, что туристы норовят оставить себе пару кадров на память.





И это их недовольство мне совсем непонятно — раз ты вышел на самое людное место города, по меньшей мере странно надеяться на уединение. А раз ты специально шел туда, где тебя может увидеть половина Шанхая и рассказать об этом второй половине Шанхая, странно видеть старательно изображаемое недовольство — принимай участь звезды экрана и тщательно позируй притаившимся папарацци.

Те, кто со спортом не дружит, отдают все свои силы и все свое свободное время танцам. Танцуют в Шанхае столь же самозабвенно, как и едят. Парочки и сторонники сольных танцев, прихватив чудо техники, умеющее издавать хоть какие-то звуки, устраиваются в самом людном месте и начинают зажигать, изображая вполне профессиональные па. Дамы вертят попами, обтянутыми мини-юбками, тянут носочки кривоватых ножек, ковыряют асфальт каблучками и держат спинку так ровно, что понимаешь, не один год жизни подарен танцам. Кавалеры тоже много чего умеют, от дам не отстают и восторженные взгляды зевак тщательно фиксируют, собирают свою персональную коллекцию «лайков и одобрямсов».



— Шанхайские девушки особенные. То ли близость с Японией повлияла, то ли просто мода в этом году была такая, но количество дев, старательно косящих под японок, меня впечатлило. Каждая юная особа от 14 и выше, старательно белила личико, вытягивала на японский манер волосы, одевалась согласно стилю, почерпнутому у героинь манга и семеня почти японской походкой, спешила туда, где можно сделать удачное селфи себя любимой. На мой взгляд, выглядело это комично, на их — остромодно и вообще, круто. И каждое, выложенное в социальные сети фото, собирало положенное ему число лайков, безмерно радуя владелицу аккаунта…



— Кстати, о соцсетях. Такой мании сфотографировать себя, сразу же выложить в сеть и активно общаясь в комментариях, подсчитывать число лайков, я не видела больше нигде! Нет у тебя своего молодого человека — можно сфоткаться с рекламным белозубым красавцем, написать, что это твой бойфренд и получить шквал восторженных отзывов. Ну или себя на каждом шагу фоткать и выкладывать — числом можно взять. Фотографируется буквально каждый шаг!



Пресловутый фейсбук и набивший многим оскомину инстаграм в Китае заблокированы. Но быстренько выдуманные и внедренные во всеобщее сознание местные аналоги этих соцсетей процветают и, не ошибусь, предположив, что они давно и уверенно обогнали изгнанные из страны соцсети по числу подписчиков. В общем, если в какой стране и процветает зависимость от соцсетей, то и здесь Китай впереди планеты всей.

— Фотографировать в Шанхае любят. Надо признать, что фотографировать в городе есть что, причем этого «есть что» очень и очень много — только успевай шлепать новые кадры. Радостно улыбающиеся китайцы сбиваются в кучку, улыбаясь так широко, как им позволяет природа и делают эпохальный кадр на память, глубоко игнорируя, что при этом помешали другим людям снять местную достопримечательность. Выстоять очередь к какому-нибудь памятному месту занятие бесполезное — в Шанхае не знают слово «очередь» и менять свои привычки не собираются. Количество зеркалок, болтающихся на крепких китайских шеях, превосходит только количество «айфонов» в крепких китайских руках. И фотоаппараты и «айфоны» делают здесь же, в Шанхае, на местной Малой Арнаутской улице, и продают всем желающим по лояльной цене.



— Айфонизация шанхайцев давно приняла поголовный характер и теперь желающие выделиться в толпе покупают пару «айфонов» или хвастают новой моделью типа «айфон-9» или даже 10 — им не сложно и такой выпустить. Про качество этого шедевра я ничего сказать не могу, была сторонним зрителем на этой ярмарке тщеславия. Но заметила, что «айфон» можно просто нести в руке, а вести беседу по простенькому и незамысловатому телефончику бог весть какого года рождения, верой и правдой качающего связь. «Айфон» для шанхайца вещь статусная, понтярская и остро необходимая…

Надо понимать, что понятие «культура поведения» здесь разительно отличается от той культуры, к какой привыкли и в какой воспитаны мы. Оправдать все это можно только тем, что Китай слишком долго был закрытой страной и варился в собственном соку. Но с другой стороны, последнее время китайцы так активно и массово путешествуют, узнавая и осваивая мир, что могли бы вылезти из своей скорлупы и посмотреть, как ведут себя в других странах, а потом и подтянуть свое поведение до среднемирового уровня. Я не ханжа и профессия давно отучила меня судорожно сглатывать и нервно передергиваться, увидев не самое приятное. Но привыкнуть к тому, что тебе могут запросто плюнуть или высморкаться под ноги (это в лучшем случае), я так и не смогла.

Про обычаи и нравы, подсмотренные у самых обыкновенных жителей Шанхая, продолжать можно бесконечно — слишком отличается их жизнь от нашей: готовят еду на улице, рядом с местным мастером по стрижке ногтей на ногах, а с другой стороны будет делать стрижку уличный цирюльник, не сильно заморачивающийся, куда летят снятые с головы волосы. Чуть поодаль местная Коко Шанель будет строчить или распарывать остромодный кардиганчик или пеструю пижамку, обещая подогнать ее по фигуре, а фрукты, вкусные и сочные, будут лежать на прилавке рядом, ожидая покупателей. Все это никого не удивляет, даже туристов, через пару дней непрерывных блужданий по Шанхаю. Здесь так живут…





И самое главное. Надо понимать, что есть Шанхай туристический — нарядный, прилизанный, немножко парадный, яркий и красивый. Основные туристические маршруты проложены по этому Шанхаю. А есть совсем другой город, все еще хранящий шанхайские шикумэнь, потихоньку исчезающие и вытесняемые парадным и суперсовременным городом, устремленным в будущее. Тот Шанхай, про который написаны исторические книги, прячется от посторонних глаз именно в шикумень, где ничего не изменилось за прошедшие сто лет. Искать его не надо — достаточно свернуть в сияющей улицы, пройти пару поворотов в узенькие переулки и вот он, старый город, которого скоро не останется, вытеснит его наступающая современность. Признаюсь честно, вынимать там фотоаппарат я не рискнула, даже помня, что Шанхай совершенно безопасный в криминальном плане город. Было не то, чтобы страшно, просто сработал рефлекс — грязно, бедно, значит прячь фотоаппарат и от чужих глаз, и от греха подальше. Но посмотреть было интересно очень! А иногда для того, чтобы увидеть старый Шанхай, надо было просто повернуть голову налево или направо и заглянуть в узенький переулок, где толпятся мотоциклы, сушится натянутое на палках белье и чья-то бабушка ворочает в огромной кастрюле остро пахнущую лапшу, пристроившись со своим скарбом в паре шагов от изящной Нанкинской улицы…





На знакомство с Шанхаем и неспешные прогулки по городу мы смогли выделить всего два дня, больше не позволял заканчивающийся отпуск.

Источник