» » Как страшно быть серьезным: почему и как мода смеется над собой

Как страшно быть серьезным: почему и как мода смеется над собой



В прошлом веке дизайнерам приходилось мыслить наперед и придумывать вещи, которые двигали историю и вершили революции. Скажем, Шанель и ее сумочки, освободившие руки девушкам, брюки, которые поначалу казались многим возмутительными, и жакет, не сковывающий движений. Или Пуаре, который прямо перед ней наконец «позволил» девушкам не носить турнюры, – и это тоже сразу поняли и оценили не все. Их современные преемники, кажется, мыслят наоборот: секрет их успеха – четкое попадание в сиюминутные интересы и запросы публики. Именно поэтому дизайнеры, которые идеально понимают современную интернет-эпоху, – Демна Гвасалия, Вирджил Абло, Алессандро Микеле – становятся популярнее многих других. Они делают моду частью популярной культуры, используя основные ее коды – например, иронию и шутки. И не то чтобы мода никогда не была самоироничной раньше, но сейчас, когда любой мало-мальски важный инфоповод тут же обрабатывается Интернетом и предстает перед нами в виде мема, шутки действительно стали частью нашего восприятия мира. В этом тексте рассказываем о том, как дизайнеры подшучивают над собой, над нами и над индустрией в целом.



Подделки

Пару дней назад Александр Вэнг выпустил сувенирную коллекцию, посвященную подделкам: его работа была вдохновлена китайским кварталом Нью-Йорка. В итоге куртки, толстовки и панамки украсили надписи и нашивки Made in China. Вэнг – не единственный, кто издевается над многочисленными репликами: например, Diesel и вовсе открывали поп-ап-магазин подделок под свои вещи. Вся продукция принадлежала вымышленному бренду Deisel – клиенты могли приобрести футболки, худи и кепки работы неизвестной марки.



Похожую кампанию проводили и Vetements – они устраивали «гаражную распродажу» на индустриальном складе в Корее, продавая капсульную коллекцию под названием Original Fake. Место проведения распродажи, разумеется, выбрано неслучайно: именно в Корее производится большинство подделок под Vetements. И, конечно, посмеяться над собой любят и Gucci – в круизной коллекции 2018 года они выпустили платье, на котором было вышито Guccy. Так Микеле поддержал средневековую тему коллекции – в то время название бренда писалось бы так – и подшутил над многочисленными репликами на модный дом.

Заранее состарившаяся одежда

Еще одна распространенная дизайнерская шутка – сразу делать одежду и аксессуары такими, чтобы, когда они изнашивались, все выглядело, будто так и должно было быть. Вот, например, кроссовки Maison Margiela, чей внешний вид предполагает, что обувь несколько раз погрызли бродячие собаки и переехала парочка поездов.



А на деле они, разумеется, совершенно новые – и стоят полторы тысячи долларов. Примерно в такую же цену Канье Уэст – в данном контексте он дизайнер – оценил и «разорванный» свитер из первой коллекции своего бренда Yeezy. Таких вещей среди его работ много – Уэст любит нарочито растрепанную, неряшливую, рваную одежду.

Смешные, бесполезные или бытовые вещи за огромные деньги

Модную индустрию часто критикуют за высокие цены на вещи. Мы и сами не раз сталкивались с тем, что, публикуя подборку лучших платьев на лето, рискуем выслушать ироничные комментарии о том, что у людей не хватит внутренних органов, чтобы позволить себе хотя бы одно из них. Дизайнеры шутят и подливают масла в огонь этих обсуждений: так, Jil Sander в 2012 году выпустили бумажную сумку. Украшенная логотипом, в остальном она мало чем отличалась о пакета, в который вам могут упаковать покупки в эколавке. А вот Prada, например, выпустили скрепку за 185 долларов – технически это даже не скрепка, а зажим для денег. «Лучше бы эта скрепка смогла удержать вместе мою разваливающуюся жизнь», – тут же заявили пользователи интернета. Тем не менее задача была решена верно: предмет вирусно разлетелся по Сети и вызвал если уж не желание купить, то желание хорошенько посмеяться.



В этот же список – клейкая лента от Рафа Симонса, которая, исходя из ее цены в 200 долларов, должна уметь склеивать разрушающиеся отношения и карьеру. А у Tiffany есть целая линия под названием Everyday Objects, куда вошли серебряные и золотые трубочки для напитков, ракетки для пинг-понга и декоративное гнездо. И, разумеется, кирпич Supreme – бренд иронизирует над собственной привычкой добавлять логотипы всюду и гордо подписывает своим названием серый брусок внушительных размеров.

Источник