» » Эрдэнэ-Зуу – древнейший монастырь Монголии

Эрдэнэ-Зуу – древнейший монастырь Монголии



Монастырь Эрдэни-Дзу (Эрдэнэ-Зуу хийд; Эрдэнэзуу; Эрдэнэ-Дзуу, Эрдэнэ-Зуу) – самый древний в Монголии и поныне частично действующий буддийский монастырь. Все сохранившиеся до наших дней храмы, кроме одного, используются как музеи и не принадлежат представителям религии.

Изначально буддийские монастыри представляли собой комплексы обустроенных юрт, которые кочевали вместе с их владельцами. Это первый стационарный буддийский монастырь, построенный в 1585 году на территории северной Монголии, в Халхе. Он являлся крупнейшим религиозным, культурным и политическим центром средневековой Монголии. Находится в аймаке Уверхангай, на окраине города Хархорин, на правом берегу реки Орхон (380 км от Улаанбаатара).



Через восемь лет после путешествия Абатай-хана из Халхи в Хух-Хото с благословения Далай-ламы III Сонама Гьяцо в южной части древней столицы Монголии Каракорума в 1585 году было начато возведение нового монастыря. Уже на следующий год были завершены три храма, построенные на личные средства Абатая и приуроченные трем периодам жизни Будды: юности, периоду поворота Колеса Учения и преклонным годам. После этого зодчие и каменотёсы от своего имени воздвигли несколько храмов, которые получили название «Гэгэновские». В это же время чиновник Абатая построил в монастыре несколько небольших храмов и субурганов.

На освящение монастыря Далай-лама III не прибыл, однако в Халху направил сакьяского ламу Лодой Ньингпо (Гоминансо) и семь сопровождающих. Ритуал освящения был совершен в 1587 году.

Монастырь, созданный в основном на средства Абатая, стали считать родовым монастырем Тушэту-ханов. Сын Абатая уже после его смерти возвел в Эрдэни-Дзу несколько субурганов и небольших храмов.



Первое название монастырю дал Абатай-хан. В переводе с монгольского оно означало «Храм драгоценного владыки» (Будды). Такое название монастырю присвоили в честь статуи Будды, вложив в нее мощи Шакьямуни, переданные Далай-ламой III. Когда у Далай-ламы III спросили официальное название нового храма, то в ответ прозвучало имя Лхундубдэченлинг, что означает «Место самовозникшего великого блаженства».

Далай-Лама для монастыря передал Абатай-хану несколько статуй-реликвий: содержащая мощи Будды Шакьямуни статуя Будда Их-Дзу; Будда Амитабха; восемь бодхисаттв; семь будд-врачевателей; ачарья Падма-самбхава, проповедник и основатель школы ньингма; Карма-багши; Сакья-пандита; четыре махараджи (стражи сторон света); шестнадцать архатов; тысяча будд благой кальпы; Махакала Панджара (покровитель монастыря).

Первый монгольский Богдо-гэгэн Дзанабадзар, внук Эрэхэя, предпочитал часто посещать Эрдэни-Дзу и близлежащий монастырь Шанх, долгое время изучая книги и практики ритуалов. Однако вскоре ламы-гелугпинцы убедили его отстраниться от школы сакья и не бывать больше в её монастыре.



Изредка Дзанабадзар всё же посещал Эрдэни-Дзу. В 1658 году он здесь впервые провел церемонию Майдари-хурал, также в качестве божества-хранителя утвердил Гомбо-Гуру. Дзанабадзар ввел обычай каждый день преподносить монастырю сотню торма и молоко ста белых коров.

В 1688 году Эрдэнэ-Дзуу занял джунгарский полк. Джунгары трижды захватывали монастырь, однако разорению он не подвергался. Эрдэни-Дзу почти обезлюдел; малочисленное окрестное население повредило монастырскую деревянную ограду, разобрав её на топливо. По возвращении в Халху Дзанабадзар сразу же отдал распоряжение о реставрации храмов и реконструкции стен Эрдэни-Дзу после джунгарского нашествия, которая завершилась в 1706 году.

Лама-гелонг Лувсанданзан был назначен новым настоятелем монастыря. Он возвёл в нём соборный храм и храм Амитабхи. В 1718 году Лувсанжалцан возвел храмы в честь Ганджура и Ваджрадхары и подарил их Богдо.



Во время следующего вторжения джунгар в Халху в 1731 году недалеко от монастыря произошло решающее столкновение между ними и цинскими войсками. Существует легенда, в которой сказано, что когда в Эрдэни-Дзу вошли джунгарские солдаты, статуя божества-дхармапала Гомбо-Гуру – покровителя монастыря прогнала их из главного храма, а стоящие при входе каменные львы зарычали. Джунгарские солдаты в ужасе бежали к реке Орхон и в ней тонули.

Император Юнчжэн наградил монастырь очередной масштабной реконструкцией. Спустя три года, вокруг монастыря началось строительство стен со 108 ступами, образующих прямоугольник. Реконструкция закончилась в 1806 году.

В 1745 году хуварак (послушник) Эрдэни-Дзу по имени Буньяа несколько раз пытался с крыши монастыря совершить полет на изобретенном им аппарате, похожем на парашют. За эти полёты его осудили и сурово наказали, после чего он скончался.



Во второй половине 18-го века в жизни монастыря произошли существенные изменения. Вновь назначенный седьмой настоятель лама Тушэту-ханского аймака Номчи-цорджи Дагвадаржа на территории Эрдени-Дзу возвел храм Будды Врачевания, Соборный храм и ряд других сооружений, а в 1776 году была проведена основательная реконструкция с привлечением средств Цинов. Один из построенных храмов в 1785 году был реконструирован по тибетскому типу.

Дагвадаржа установил постоянные правила отмечания народного торжества Цаган сара. Кроме этого, он обратился к Тушэту-хану с сообщением о том, что с момента постройки Махакала Гомбо-Гуру – покровителя Эрдэни-Дзу до сих пор нет подробных и четко прописанных ритуальных текстов, относящихся к нему. В результате Сакья Тридзин тибетского монастыря Сакья в 1776 году снабдил посольство подробными и полными правилами проведения обрядов, передав ряд реликвий и книг.

В монастыре в 1787 году начали проводиться церемонии цам (религиозное служение), которые организовывал ургинский ритульный мастер, тибетец Рабдан.

По повелению императора Цяньлуна в 1797 году в Эрдэни-Дзу прибыл писарь Чойджи-раши, написавший подробное описание не только истории монастыря, но и всех его построек. Позже труд представили на высочайшее рассмотрение, но о дальнейшей его судьбе ничего не известно.



На территории монастыря в 1799 году была построена «ступа Пробуждения» (Священный субурган), в которую заложили около 100 тысяч бурханов, около 2,5 тысяч маленьких ступ-цаца, различные предметы буддийского культа и прах основателя монастыря – монгольского князя Абатай-хана. В 1808 году между окружавшими Эрдэни-Дзу субурганами проложили кирпичные стены. Далее активное строительство уже не велось; только в конце 1840-х годов был возведен деревянный храм цанида.

В конце 1930-х годов, в период чойбалсановских репрессий, монастырь закрыли, штат был распущен, а храмы подверглись частичным разрушениям. Однако в 1944 году после краткосрочного визита в Монголию вице-президента США Уоллеса Чойбалсан получил от Сталина настоятельные рекомендации в исключительном порядке отреставрировать Эрдени-Дзу. Частичная реконструкция была осуществлена во второй половине 1940-х годов. В монастыре в 1947 году был организован музей, содержавшийся на государственные средства; однако вплоть до 1990 года буддийские службы не отправлялись.



В настоящее время в Эрдэни-Дзу единственным действующим храмом является Лавран, состоящий в ведении Монгольской Ассоциации буддистов; другие сооружения подчинены улан-баторскому Национальному историческому музею и охраняются государством. Новым настоятелем монастыря в 2004 году был назначен 35-летний лама Баасансурэн. При поддержке Гималайского фонда и на пожертвования местного населения под руководством Баасансурэна было создано небольшое буддийское училище, получившее название в честь Дзанабадзара. Обучение включает не только предметы буддийской образовательной программы, но также и светские дисциплины. На базе училища планируется организовать культурный центр, охватывающий всё население сомона.

Храм Лавран представляет в монастыре Эрдэни-Ззу единственный образец исключительно тибетской архитектурной традиции. На первоначальном этапе сооружения монастыря строительным материалом служили камни с развалин Каракорума. Для строительных работ пригласили мастеров из Хух-Хото, среди которых был известный монгольский архитектор Манзушира. Благодаря этому монастырь был построен по образцу хух-хотоского храма с сильно выраженным влиянием китайской архитектуры.

В Эрдэни-Дзу центральное место занимают три храма, которые являются символами трех этапов жизни Будды. Они построены на высоких платформах из белого мрамора и перекрыты черепичными крышами, края которых загнуты кверху. Выстроенные в один ряд храмы ориентированы фасадами на восток. Боковые – Правый (Баруун-Зуу) и Левый (Зуун-Зуу) – одноэтажные, имеющие двухъярусные крыши; средний, или «Великий» (Их-Зуу) – двухэтажный.



Посередине каждой стены уцелевшего ограждения из ступ размещаются ворота, которые ориентированы по сторонам света.

В самом центре территории монастыря Эрдэнэ-Дзуу располагается круглая площадка приблизительно 45 метров в диаметре под названием Площадь Счастья и Благоденствия (Өлзий хутагтын талбай). Здесь, согласно преданиям, находилась юрта Абатай-хана. В северную сторону от территории располагается знаменитый памятник древнего Каракорума, каменная скульптура огромной черепахи.

В музее древней культуры, действующем на территории монастыря с 1965 года, собраны ценнейшие образцы искусства монгольских художников, мастеров-ваятелей, народных умельцев 17-го века, широко представлены различные бронзовые литые изваяния и статуи буддийских божеств, портреты гэгээнов, образцы художественного литья, резьбы, национального орнамента, изделия из драгоценных металлов, костюмы и маски, которые использовались для исполнения религиозных мистерий. Существует легенда, которую поведал Н. Рерих, о посещении монастыря Эрдэни-Дзу владыкой заповедной Шамбалы – Ригден-Джап.



Монастырь и обширная территория, получившая название Культурный ландшафт долины реки Орхон, в 2004 году были объявлены ЮНЕСКО Объектом Всемирного наследия.

У местных торговцев, обосновавшихся у стен монастыря, можно приобрести различные реликвии и буддийские фигурки бурханов, старинные монеты, оригинальные фрагменты железных и бронзовых украшений, найденные на месте бывшего Каракорума. Также и на территории монастыря есть магазин с разнообразными сувенирами, антиквариатом, акварелями и картинами монгольских художников.

Большинство продаваемых предметов имеют местное происхождение. Торговцы антиквариатом даже могут продемонстрировать, как они занимаются поиском монет. Непрерывный ветер выдувает песок, если присесть на корточки и над поверхностью водить ладоней, то можно нащупать торец монеты. Старые монеты 12-13-х веков легко ломаются в руках. В Каракоруме среди находок монет пока не нашли ни одной серебряной дирхемы Угэдэя, попадаются лишь китайские бронзовые монеты. Можно встретить и подделку, особенно уйгурскую монету в виде изогнутого меча.



Вблизи главного входа в монастырь в большой праздничной юрте принимает посетителей монгольский ресторан. А с противоположной стороны Эрдэни-Дзу проводятся раскопки храма Угэдэя и иных построек Каракорума – древней столицы монголов.

Источник