» » Великорецкий крестный ход 2018, с 3 по 8 июня

Великорецкий крестный ход 2018, с 3 по 8 июня



История Великорецкого крестного хода.

Религиозная практика православной христианской церкви основана на достаточном количестве обрядов и таинств. Это и Божественная литургия, и панихиды, и Крещение, и Венчание, и соборование, и елеопомазание - всего не перечислишь. Особое место в этом изобилии занимают крестные ходы. Их, как правило, приурочивают к тому или иному большому празднику либо инициируют в честь почитаемой верующими иконы. Последнее относится напрямую к Великорецкому крестному ходу, организуемому ежегодно в первых числах лета, а именно 3 июня, как дань памяти о величайшем событии Вятской земли: явлении Великорецкого образа святителя Николая Чудотворца. Это одно из крупнейших мероприятий подобного толка, неумолимо пополняющее свои ряды паломниками со всего мира.

Из глубины веков.

Начало важный в церковной жизни обряд, наделенный глубоким религиозным и философским смыслом, берет в XV веке, у самых истоков последнего. Его на первых порах совершали вплавь, на лодках по двум рекам: Великой и Вятке. Происходило данное событие обычно в первое воскресение после праздника 22 мая - Дня перенесения святых мощей Святителя Николая Чудотворца в Бар-град. Спустя десятилетия, во второй половине упомянутого выше столетия указанная дата изменилась по благословению епископа Вятского Александра на 24/6 июня. По суше паломники во главе со священнослужителями стали передвигаться в рамках Великорецкого крестного хода уже в XVI веке. Разработанный в 1778 году маршрут актуален и сегодня. Кстати, изменить древним традициям церковь заставила опасность, исходящая от языческих племен, обитавших в то время в Вятском крае и совершавших набеги, пользуясь речным путем - подавляющее большинство людей тогда преимущественно перемещались именно посредством рек. Теперь и поныне сухопутный маршрут таков: Вятка (Киров) - река Великая (с.Великорецкое) - Вятка (Киров).

Конечный пункт Великорецкого крестного хода - место явления чудотворного образа святителя Николая Мирликийского. Паломники заходили в деревни, встававшие на их дороге, священники проводили в этих населенных пунктах молебны. Можно назвать несколько таких старинных сел: Монастырское, Бобино, Горохово, Филейское, Медяны. Жители деревень всегда испытывали благоговейный трепет и искреннюю радость, как только крестный ход проходил через их местность. Эти простые люди относились к участникам религиозного мероприятия как к самоотверженным подвижникам. То и вправду был и есть настоящий «подвиг молитвенного делания»: шутка ли преодолеть на своих двоих расстояние в 150 км, при этом ночевать под открытым небом, в обществе нестерпимого зноя и мошкары!



С течением времени крестный ход превратился в традицию. О нем в XIX веке упоминали в литературных произведениях писатели, совершенно справедливо считающиеся сегодня классиками. К примеру, М.Е. Салтыков-Щедрин включил описание Великорецкого крестного хода в свой рассказ под названием «Общая картина». С наступлением же ХХ столетия шествие паломников и священнослужителей с хоругвями, образами и крестами обзавелось военным оркестром. Музыка, исполняемая им, причудливо сливалась со звуками церковных песнопений. В Великорецком крестном ходе на тот момент принимали участие люди разных сословий. Тут можно было заметить и чиновников, и гимназистов, и военных, и обычных горожан, и представителей крестьянского народа.

Великорецкий крестный ход: Советский период.

Великая Октябрьская революция внесла кардинальные изменения в само существование Великорецкого Крестного хода. Декрет новоиспеченного правительства «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» от 23 января 1918 года, а точнее - специальная инструкция, прилагаемая к этому документу, гласила следующее: «Религиозные шествия, а также совершение каких бы то ни было религиозных обрядов на улицах и площадях допускается лишь с письменного разрешения местной Советской власти». Надо сказать, данное указание практически никак не сказалось на проведении Великорецкого крестного хода в первые годы, однако потом все усугубилось. В 20-е гг. прошлого столетия большевики захватили кафедральный собор и чудотворный Великорецкий образ святителя Николая. Спустя около десяти лет икона и вовсе исчезла, что явилось причиной прекращения практики одноименного крестного хода. Однако верующих это не остановило - именно в тот момент активизировалось паломническое движение и люди самостоятельно шли к месту явления чудотворного образа с образками святителя Николая в руках. Советскому правительству сие, разумеется, пришлось не по нраву. Начались полноценные, масштабные гонения на Церковь. Множество паломников были арестованы и даже погибали за веру.

В 1941 году грянула Великая Отечественная война. Притеснение православных христиан временно остановилось, верующие же продолжали оставаться преданными традиции ежегодного шествия к месту явления чудесного образа святителя Николая. С приходом к власти в СССР Хрущева страну накрыла новая волна жестоких репрессий и гонений на религиозной почве. Последовали массовые закрытия храмов, а в 1959 году был обнародован официальный запрет совершения паломничества на реку Великую. Верующих буквально ловили в лесах и отвозили подальше от места явления иконы. Но и это не сломило дух и желание продолжать шествие в святую землю православных христиан: они тайно пробирались по тропам по нескольку человек в группах, а то и по одиночке.

Возрождение традиции Великорецкого крестного хода.

Переломным моментом в отношениях советской власти и церкви стал 1989 год. Тогда же архиепископ Хрисанф, назначенный на Кировскую кафедру в апреле 1978 года, попросил большевиков снять запрет на проведение Великорецкого крестного хода, и получил положительный ответ правительства, но лишь частичный. Было разрешено организовывать богослужение на реке Великой, само же шествие предложили осуществлять не по привычному маршруту, а от села Чудинова, что находится в семи км от села Великорецкого. Архиепископ согласился, ведь иного выбора не оказалось. В организации первого после большого перерыва крестного хода ему помогал секретарь епархии - протоиерей Александр Могилев. Именно он выступил с идеей проведения литургии 6 июня прямо на реке Великой в так называемом походном храме. Что удивительно, эта инициатива была не просто одобрена владыкой, но стала традиционной практикой, действующей и поныне.

Вынужденно измененный маршрут Великорецкого крестного хода просуществовал до 1992 года. После в свои права вступил исторически сложившийся сухопутный путь шествия. Уже в XXI веке, наконец, преобразилось село Великорецкое - колыбель чудотворной иконы святителя Николая Мирликийского, ради явления которой и организуют крупнейший в России крестный ход. В 2005 году здесь открыли Николо-Великорецкий мужской монастырь.

Наместником обители стал игумен Тихон (Меркушев), десять лет возглавлявший благодатное шествие паломников. После началось восстановление разрушенных в советское время православных храмов, налаживание церковного в селе быта, продолжающееся и в наши дни.



В 2018 году Великорецкий крестный ход пройдет с 3 по 8 июня.

Программа Крестного хода:

3 июня, воскресенье:

7.00 — божественная литургия в Свято-Успенском кафедральном соборе Кирова, возглавляет митрополит Вятский и Слободской Марк;

9.00 — молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу на соборной площади Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря города Кирова;

10.00 — начало крестного хода из Свято-Успенского Трифонова мужского монастыря;

11.30 — встреча крестного хода в Троицкой церкви города Кирова;

14.00 — выход крестного хода из Троицкой церкви города Кирова;

18.30 — встреча крестного хода в Бобино. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу.

4 июня, понедельник:

3.00 — выход крестного хода из Бобино;

10.00 — встреча крестного хода в Загарье. Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу;

12.00 — выход крестного хода из села Загарье;

20.00 — встреча крестного хода в Монастырском. Молебен святителю Николаю Чудотворцу.

5 июня, вторник:

3.00 — выход крестного хода из Монастырского;

9.00 — прибытие крестного хода в село Горохово. Божественная литургия;

12.00 — выход крестного хода из Горохово;

16.30-17.00 — отправление автобусов от Свято-Серафимовского собора города Кирова в село Великорецкое;

18.00 — встреча крестного хода в Великорецком Подворье. Молебен святителю Николаю Чудотворцу;

18.30 — всенощное бдение на берегу реки Великой. Исповедь;

18.30 — всенощное бдение в Преображенском храме. Исповедь;

18.30 — всенощное бдение в Никольском храме. Исповедь;

19.00; 20.00; 21.00 — отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов).

6 июня, среда:

1.00 — ранняя божественная литургия в Преображенском храме;

3.00 — ранняя божественная литургия в Никольском храме;

5.00 — ранняя божественная литургия в Преображенском храме;

6.00 — средняя божественная литургия на берегу реки Великой;

6.00 до 8.00 — отправление автобусов с паломниками от Свято-Серафимовского собора в Великорецкое;

10.00 — поздняя божественная литургия на берегу реки Великой;

13.00 — крестный ход на источник. Освящение воды на источнике и на реке Великой;

14.00 — перенесение иконы от берега реки Великой в Никольский храм Великорецкого Подворья;

14.00-18.00 — молебны с акафистом перед Великорецким образом святителя Николая Чудотворца в Никольском храме;

9.00-19.00 — отправление автобусов с паломниками из Великорецкого в Киров (по мере наполняемости автобусов).

7 июня, четверг:

1.00 — молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу в Никольском храме Великорецкого Подворья;

2.00 — выход крестного хода из Великорецкого;

14.00 — встреча крестного хода в Медяны. Канон Великорецкой иконе святителя Николая;

17.00 — выход крестного хода из села Медяны;

19.00 — встреча крестного хода в Мурыгино.

8 июня, пятница:

3.00 — выход крестного хода из поселка Мурыгино;

4.00 — встреча крестного хода в поселке Гирсово. Молебен Святителю Николаю;

5.0 — выход крестного хода из Гирсово;

13.00 — встреча крестного хода в храме иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» (Киров, Луганская, 5а). Молебен с акафистом святителю Николаю Чудотворцу, водосвятие;

14.30 — выход крестного хода;

16.30 — встреча крестного хода в Свято-Успенском кафедральном соборе Трифонова мужского монастыря Кирова. Молебен с акафистом святителю Николаю;

18.00 — окончание крестного хода.

Паломник обязан:

взять благословение своего духовника на труд по силам.

слушать и выполнять распоряжения предстоятеля крестного хода и его помощников.

получить благословение предстоятеля на присоединение к крестному ходу (если вы идете не сначала) или выход из него.

позаботиться о питании во время пути для себя и своих близких.

не забывать об окружающей среде и не выбрасывать мусор в лесу.

разжигать костры только в разрешенных местах.

иметь при себе личную аптечку и средства от насекомых – клещей и комаров. Введение антиклещевого иммуноглобулина можно проводить в течение 72 часов с момента укуса клеща.

на случай разделения договориться со своими спутниками о месте встречи.

Организация крестного хода.

Крестный ход, это серьезное мероприятие, организация которого проходит на уровне правительства Кировской области. Паломников регулярно сопровождают спасатели, скорая помощь, МЧС и полиция. Так что при необходимости смело обращайтесь к ним. На автомобильных дорогах крестный ход сопровождают сотрудники ГИБДД.

Так же для удобства паломников организованы «бюро находок» и «передвижная камера хранения».