» » Гаджет или средство передвижения: куда движется мобильный электротранспорт

Гаджет или средство передвижения: куда движется мобильный электротранспорт

Гаджет или средство передвижения: куда движется мобильный электротранспорт

В интересное время живём: одна за другой привычные вещи превращаются в гаджеты. Илон Маск даже автомобиль сделал вполне себе «айтишной» штукой, что говорить об устройствах попроще. Не избежали этой участи самокаты с велосипедами, к которым прикрутили электродвигатель и поставили на полки магазинов рядом с гиковскими гироскутерами и сегвеями. Или уже не гиковскими, а вполне себе массовыми и естественными для современного человека? Ах, до чего ж не хочется быть динозавром! Попробуем разобраться, чего ждать от нового для нас рынка мобильного электротранспорта.

Откуда у электротранспорта ноги растут



Говорить мы будем именно о малом, мобильном электротранспорте, а электромобили, электробусы и троллейбусы, раз уж на то пошло, оставляем в стороне. В поле нашего зрения — гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды и тому подобные электрические средства передвижения, которые можно в случае чего перенести на себе (например, если сядет АКБ).

Электротранспорт в его современном понимании начался в начале 2000-х с Segway — платформы с ручкой и двумя огромными соосно расположенными колёсами, управлять которыми следует наклонами. Но такой форм-фактор показал себя слишком громоздким для постоянного использования в городе, да и цена устройства немаленькая — $5000 на старте, примерно 450 000 рублей сегодня в России. Так что рассчитывать на высокую популярность сегвеев не приходится.

Гаджет или средство передвиженияОдна из первых моделей Segway

Зато в 2014–2015 годах настоящий бум произвели гироскутеры — по сути, потомки всё тех же сегвеев, только намного более компактные, без ручки и с двумя относительно независимыми платформочками под каждую ногу для точного управления. Впрочем, проблемы с ними возникали одна за другой: гироскутеры то становились причинами серьёзных травм (в том числе знаменитостей), то взрывались в самолётах. В результате их запретили к транспортировке многие авиаперевозчики, что существенно осложнило их распространение по миру и несколько дискредитировало в глазах потребителей.

Гаджет или средство передвиженияКарикатура, посвящённая запрету на перевозку гироскутеров в самолётах

Таким образом, гироскутеры остались нишевым, хотя и гораздо более распространённым, нежели сегвеи, продуктом. Они стабильно приводят в восторг детей и привлекают подростков, но главное — они пробудили массовый интерес и, как следствие, покупательский спрос на мобильный электротранспорт в целом. За весь мир не скажем, но можем предположить какие перспективы у электротранспорта в России.

Как у нас обстоят дела с электротранспортом



В нашу страну (и то пока только до крупных её городов) электротранспорт добрался с опозданием в полтора-два года. Пик интереса к тем же гироскутерам, по статистике «Яндекса», пришёлся на 2016 год. Если вспомнить, то именно тогда эти устройства стали появляться на полках магазинов и улицах Москвы. Дети гоняли на них во дворах, парки стали сдавать в аренду посетителям… Но на этом, пожалуй, всё. А вот сегвеи в силу своей специфики в России даже близко такого распространения и популярности не получили, хотя пользователи сети активно интересовались в 2016 году и ими тоже.

Гаджет или средство передвиженияКоличество запросов «гироскутер» в «Яндексе» за последние два года

Гаджет или средство передвиженияКоличество запросов «сегвей» в «Яндексе» за последние два года

Как видно из графиков, за пиком последовал спад — довольно резкий в случае с непопулярными сегодня сегвеями и чуть более плавный в случае с гироскутерами. Впрочем, даже зимой, количество запросов «гироскутер» превышает 300 тысяч в месяц.

Обратная динамика наблюдается в сфере электросамокатов и электровелосипедов, которые как раз и претендуют на звание полноценного мобильного электротранспорта.

Гаджет или средство передвиженияКоличество запросов «электросамокат» в «Яндексе» за последние два года

Гаджет или средство передвиженияКоличество запросов «электровелосипед» в «Яндексе» за последние два года

Обратим внимание, что количество запросов для этих видов электротранспорта на порядок ниже, чем для гироскутеров. Почему? Вероятнее всего, из-за того, что гироскутеры стали, в своё время, хайповым гаджетом и обросли мемами. Их часто покупают как игрушку в подарок, тогда как электросамокаты — скорее утилитарное приобретение. И более дорогое, к слову: если гироскутеры можно найти за несколько тысяч рублей, то за адекватный самокат придётся отвалить не меньше двадцатки.

Очевидно, что в целом интерес к электротранспорту растёт. Об этом говорит не только статистика, но и сам факт появления всё большего числа соответствующих товаров на полках офлайн- и онлайн-магазинов. Значит ли это, что скоро все будут разъезжать на подобных штуках?

Перспектива электротранспорта



Несмотря на свои достоинства — сравнительно небольшой вес и высокую скорость (до 25 км/ч) — электротранспорт имеет один существенный недостаток — аккумуляторные батареи. И речь не только и не сколько об автономности, поскольку в случае с электросамокатами и электровелосипедами эта проблема частично решена: села батарейка — работай ногами. Критичным оказывается другое: современные АКБ не слишком надёжны даже в смартфонах, что уж говорить о транспортной сфере, где тряска, удары, воздействие влаги и грязи — не экстремальные, а вполне естественные условия.

Гаджет или средство передвижения

Следовательно, для стремительного роста массовой популярности электротранспорта (не только в России, но во всём мире) требуется как минимум прорыв в сфере АКБ. Идеальными представляются лёгкие батареи, заряда которых хватало бы на полный день активной езды и которые не боялись бы постоянной вибрации и даже довольно сильных ударов — например, при съезде с бордюра.

Понятно, что многое зависит от инфраструктуры. В городе можно сравнительно комфортно ездить на маленьких колёсах диаметром 200 мм, а вот за его пределами уже придётся пересаживаться на что-то более основательное. Тут сгодятся разве что те самые сегвеи, ну или электровелосипеды. Но и те и другие стоят непомерных денег: про сегвей мы уже говорили, а электровелосипеды бессмысленно искать дешевле 60 тысяч рублей (и это ещё совсем не дорого).

Гаджет или средство передвиженияКлассические сегвеи могут позволить себе разве что элитные спецподразделения

Следовательно, второй необходимый фактор, помимо волшебных аккумуляторов — снижение цен на подобные устройства: они должны быть попросту доступны широким массам. И если внезапное появление сверхъёмких, сверхлёгких и суперзащищённых батарей представляется нам фантастикой, то снижения цен в обозримом будущем ожидать вполне можно. Произойдёт это неизбежно — за счёт растущей конкуренции, в том числе с китайскими вендорами, из которых та же Xiaomi уже вовсю занимается производством электросамокатов, завоевавших определённую популярность в России.

Таким образом, коль скоро цены на электротранспорт упадут, его популярность вырастет. По крайней мере, к этому есть все предпосылки, ведь в условиях всё растущей загруженности дорог в наших городах электросамокаты и велосипеды вполне могут стать альтернативой общественному транспорту.

Мнение эксперта



В попытке понять, что же происходит с электротранспортом в России мы обратились к специалисту — директору по продуктам компании HIPER, Давиду Кибизову, и задали ему несколько вопросов.

Дмитрий, как обстоят дела с мобильным электротранспортом в России сейчас? Это игрушка или реальное средство передвижения?

Электротранспорт находится в самом начале своего развития. В крупных городах это уже средство передвижения (в первую очередь в Москве) — используются электросамокаты и электровелосипеды. Гироскутеры — это, скорее, развлечение: покататься в парке, во дворе. Как максимум, они используются в крупных бизнес-центрах и бизнес-парках. Самый яркий пример — «Сколково», большой комплекс, в котором множество людей передвигается на гироскутерах.

Есть небольшая прослойка людей, которая передвигается по городу на моноколесах. Но в целом моноколёса не получили такого распространения как в Китае. Перспективы электротранспорта как средства передвижения имеют в первую очередь электросамокаты и электровелосипеды.

Какой электротранспорт сейчас наиболее популярен в России: гироскутеры, электросамокаты, электровелосипеды, гироскутеры формата Segway?

На данный момент самый распространённый вид электротранспорта — гироскутеры. Причин несколько. Они появились первыми на рынке, тогда как электросамокаты встали на полки крупных ритейлеров только в конце прошлого сезона. Ниже «цена входа» — гироскутер стоит заметно дешевле электросамоката, моноколеса и электровелосипеда. Вау-эффект — человек на гироскутере привлекает заметно больше внимания.

Электровелосипеды и сегвеи находятся в конце списка по распространённости, так как заметно дороже.

14Самый популярный электротранспорт сегодня — гироскутер

Расскажите про ближайшую перспективу — какова динамика, что будет в тренде этим летом и в следующем году?

Гироскутеры продолжат умеренный рост за счёт регионов и снижения цены. Ожидается заметный рост продаж электросамокатов, так как это будет первый полноценный сезон, когда они будут представлены на полках. Также наряду с электровелосипедами они — единственный вид действительно транспорта, на котором удобно перемещаться по городу. Электровелосипеды — пока слишком дорогое удовольствие для российских потребителей, но спрос на них также будет постепенно расти. Моноколёса — удел энтузиастов, можно сказать, они уходят с рынка.

Гаджет или средство передвиженияПримерно так в глазах окружающих выглядят пользователи моноколёс

Удобно ли сейчас использовать электротранспорт в городе или вне города и что требуется, чтобы его использование стало таким же естественным, как общественный транспорт? Какой должен быть «сферический в вакууме» городской электротранспорт и «сферическая в вакууме» же инфраструктура?

Гироскутеры нельзя комфортно использовать в городской среде, не говоря уже про сельскую местность. Постоянно слезать и залезать на бордюр очень неудобно. Плюс, если села батарея, придётся нести довольно тяжёлое устройство в руках. Электросамокаты и электровелосипеды — самый перспективный вид электротранспорта, так как сценарий их использования такой же, как у обычных самокатов и велосипедов, и они используют ту же самую городскую инфраструктуру. Села батарея — пошёл работать педалями или отталкиваться от земли. Переход с обычного самоката на электрический не требует освоения и специальных навыков. На них можно ездить и вне города, по обочине.

Мощные электросамокаты и электровелосипеды сравнимы с мопедами и скутерами по скорости и могут проехать до 25 км от одного заряда. Специальной инфраструктуры для электротранспорта не нужно, вполне подойдёт пространство, которое выделяется для велосипедистов. Но нужно понимать, что страна у нас северная, и электротранспорт будет востребован в лучшем случае на протяжении шести месяцев в году.

Гаджет или средство передвиженияЭлектросамокаты могут проехать до 25 и более километров от одного заряда

Выводы



В растущей популярности электротранспорта мы пока убедились только благодаря статистике поисковых запросов и, конечно, мнению нашего уважаемого эксперта. Изучать статистику продаж сегодня просто бесполезно, ведь соответствующий рынок в России ещё слишком молод, ему примерно три года — совсем мало по меркам индустрии. Значит, остаётся только рассчитывать и надеяться, что электротранспорт со временем действительно станет доступнее. А там, глядишь, и чудо произойдёт: придумают ту самую волшебную батарейку, и тротуары с обочинами заполонят футуристичные самодвижущиеся платформы из старых фантастических книжек, совсем переставшие быть игрушками гиков. Всё может быть, верно?

Поделитесь в комментариях своим опытом использования гироскутеров, электросамокатов или иных электрических средств передвижения: что это — пока что лишь развлечение или уже нечто большее?