» » Кого убил Пушкин в лице Ленского

Кого убил Пушкин в лице Ленского

Bal_NOU

Пушкин издал свой роман в стихах почти двести лет назад, но он до сих пор становится предметом горячих обсуждений, размышлений, интерпретаций. Письмо Татьяны — образец пошлости или трепетности? Кем мог быть муж Татьяны? Онегин — бессердечный тип или приличный человек? Эти вопросы мучают не искусствоведов — простых людей, которые и роман-то с облегчением отложили ещё в школе. А потом выросли — и вдруг задумались…

Возраст Татьяны

Уже несколько лет по социальным сетям ходит текст, доказывающий, что на момент влюблённости в Онегина Татьяне было 13 лет. Ход рассуждений автора интересен, но опровергается двумя обстоятельствами. Во-первых, Татьяну и её младшую сестру Ольгу начали выводить в свет. И не просто выводить — с ними разрешено танцевать взрослым мужчинам.

Во времена Пушкина девушки начинали «по-взрослому» посещать балы лет в 16-17, хотя ещё не слишком зазорно считалось влюбиться и в девочку младше возрастом — но видеться на балах и танцевать с ней влюблённый мужчина не мог. Вспомните, что и первый бал Наташи Ростовой — тоже начало XIX века — приходится на её 16 лет!

3

Многие спорят о возрасте Татьяны Лариной. Иллюстрация Лидии Тимошенко

Во-вторых, сам Пушкин в письме к Вяземскому упоминает, что Татьяне 17. А с автором не поспоришь. То есть голос своего бессознательного поэт, конечно, может в каких-то моментах не отслеживать, но замысел есть замысел. Татьяна задумана девушкой старшего подросткового возраста и ведёт себя, надо сказать, вполне по годам.

Кстати, сам Пушкин осуждал охоту ловеласов предыдущего поколения на девочек 13-14 лет. В этом отношении он был в прогрессивной части русского общества. Ум у Татьяны, в любом случае, был ещё совсем детский.

Письмо Татьяны

На школьных уроках принято интерпретировать первое любовное письмо Татьяны как образец чистого, трепетного, высокого признания. Без сомнения, за ним стоит и чистое, и трепетное чувство.

Но само письмо автором задумано как образец безвкусицы, оно напичкано шаблонами из французских романов. Возможно, Татьяна и сама не осознаёт, о чём говорят выбранные ею формулировки — а они, собственно говоря, не просто о свидании и признании в чувствах, а о готовности «пасть», отдать свою девственность.

0_cc1d9_f4ff9751_XL

Иллюстрация Лидии Тимошенко к сцене объяснения между Онегиным и Лариной

По счастью, Онегин отлично понимает разницу между романическими формулировками письма и истинными намерениями Тани, он читает ей (обидную, надо думать, в таком возрасте) лекцию о безопасности, и… Предоставляет после этого девушке доступ к своей обширной библиотеке.

Если поначалу девушка читает книги только потому, что возлюбленный читал их же, то в конце концов чтение помогает ей серьёзно вырасти над собой. Пушкин наглядно показывает, что поступок Тани, пошлость её письма — вовсе не следствие пошлости натуры. Обычный недостаток впечатлений, пищи для ума, образования.

Кроме того, письмо Татьяны помогает оценить, насколько она выросла как личность к концу романа. От клишированной речи — до простых, свободных фраз, за которыми — самостоятельность мышления.

0_cc1da_21ba96bc_XXL

Татьяна к концу романа как персонаж вырастает. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Прототипы персонажей

Хотя Пушкин славится как бабник и в духе своего времени выбирал при разговоре о женщинах с другими мужчинами пренебрежительные формулировки, в общении с живыми женщинами он проявлял искреннее дружелюбие.

Волновался за знакомую, которая чуть не умерла — роды длились несколько суток. Считал свою жену не только красивой, но и нравственной, и умной женщиной (в отличие от большинства поклонников Пушкина, среди которых оскорбления Натальи Пушкиной стали с какого-то момента нормой).

Высоко ценил героичность кавалер-девицы Надежды Дуровой и защищал её от нападок ханжей. Среди отвратительных черт помещика Троекурова прописал изнасилования крестьянок — цензура не пропустила. Хотя, даже пропусти она такое, многие помещики вообще бы не поняли, почему такое обращение с крепостной женщиной, девушкой чем-то дурно.

Хотя на момент написания «Онегина» поэт был ещё полон предубеждений, позже, прочтя записки Екатерины Дашковой, он стал отстаивать право женщины на самый обычный, нормальный, человеческий ум.

p3PpBGKFc5A1

Татьяна Ларина читает книги

Вполне возможно, что Татьяна Ларина была не просто неким воплощённым идеалом, и её прототип стоит искать среди знакомых Александра Сергеевича. Но сделать это не так-то просто. Ведь Таня — это не только определённая внешность (бледная, темноволосая, не очень красивая) и биография (родилась и выросла в деревне, вышла замуж за генерала).

Обращает на себя внимание её замкнутый, откровенно странный для окружающих характер. Возможно, она просто слишком не вписывается в своё общество, но наш современник может предложить и аутические черты характера. Дичилась людей, не понимала совсем простых вещей, тяготела к книгам больше, чем к любым другим забавам.

В любом случае, многих девушек видят прототипами героини. В том числе — сестру Пушкина Ольгу! Выглядела она в точности так, как поэт описывает Таню. Но, кроме того, брат и сестра очень крепко дружили. Даже когда Ольга тайно вышла замуж, первый, кому она сказала об этом — и попросила передать родителям — был брат Александр.

Кстати, Ольга также была писательницей, и её сын высоко оценивал как минимум историческую ценность её записок, но увлеклась однажды спиритизмом и, будто бы наученная духом погибшего брата, сожгла почти все свои сочинения.

0_cc1db_a0237e15_XXXL

Прототипом Ленского называют Кюхельбекера. Иллюстрация Лидии Тимошенко.

Онегин, без сомнения, во многом похож на своего создателя и на его товарища Петра Чаадаева. Прототипом Ленского называют друга юности поэта Кюхельбекера. А муж Татьяны Лариной — скорее всего, один из молодых генералов 1812 года. И, хотя Татьяна находит его «толстым», он вряд ли намного старше неё.

Судя по черновикам, муж Татьяны вообще ровесник Онегина. Тем не менее, начиная с Достоевского, многие читатели видят в нём старика — это очень популярное заблуждение.

Лилит Мазикина

http://storyfiles.blogspot.co.il/2018/05/blog-post_8.html