» » 6 МАЯ - ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА.

6 МАЯ - ПАМЯТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА.

Георгий Победоносец

Наверное, никакой другой святой не почитался так глубоко и искренне. И считается, что это особое почитание ввёл Ярослав Мудрый.

В 1030 году, одержав победу над чудью, князь Ярослав основал Юрьев храм под Новгородом, в 1036 году после победы над печенегами воздвиг монастырь святого Георгия в Киеве. Освящение Георгиевского храма является одним из первых древнерусских православных праздников.

В православии святой Георгий считается покровителем земледелия и скотоводства. Святой Георгий нередко изображался на великокняжеских монетах и печатях. Со временем он стал покровителем воинства.



Святой великомученик Георгий жил в 284-305 гг. во времена правления римского императора Диоклетиана. Он был сыном богатых и благородных родителей, исповедовавших христианскую веру. Когда Георгий был ещё ребёнком, его отца замучили за исповедание Христа. Получивший блестящее образование и отличавшийся крепким телосложением, красотой и мужеством юноша уже в 20 лет стал одним из самых близких к императору людей. Но, почтив Георгия за выдающуюся храбрость званием воеводы, Диоклетиан не знал ещё, какой он веры.

Но как же повел себя этот блистательный юноша, когда император задумал истребить всех христиан и при этом заменил практиковавшиеся виды пыток на более лютые, более жестокие муки. Узнав, что это бесчеловечное решение не может быть отменено, святой Георгий понял, что наступило время, которое послужит для спасения его души. Как христианин он не мог чувствовать себя счастливым при императоре-язычнике.

Раздав всё имущество бедным и отпустив рабов на волю, Георгий прибыл на последнее совещание императора с единомышленниками и смело выступил вперёд:

- Долго ли тебе, царь, и вам, князья и советники, совершать злые дела и преследовать невинных? Вы заблуждаетесь, поклоняясь идолам. Истинный Бог есть Иисус Христос.

Все удивились смелой речи Георгия.

Царь приказал вельможе Магненцию спросить у юноши, что это за истина, побудившая Георгия к таким дерзким словам.

- Эта истина — есть сам Иисус Христос, гонимый вами, — ответил святой, — я раб Христа, Бога Моего, и пришёл сюда свидетельствовать об истине.

Разъярённый царь приказал своим оруженосцам заключить Святого Георгия в темницу, забить его ноги в колоды, а на грудь положить тяжёлый камень.

Перенеся пытку с Божьей помощью, Георгий ответил царю, когда тот стал убеждать его раскаяться: "Неужели ты думаешь, царь, что страдания отвлекут меня от веры? Скорее ты устанешь мучить меня, нежели я — терпеть мучения".

После этих слов Диоклетиан приказал принести новоизобретённое орудие пытки — колесо, истыканное железными остриями.

После колесования, когда все признали праведника мёртвым, вдруг раздался удар грома и послышались слова: «Не бойся, Георгий! Я с тобою". Георгий, исцелённый Ангелом, сам сошёл с колеса, прославляя Бога.

Наблюдавшие за страданиями великомученика царские сановники Анатолий и Протолеон, а также царица Александра увидели чудесное спасение и хотели принять христианство.

Обоих вельмож за исповедание Христа царь приказал казнить, царицу Александру — запереть во дворце, а святого Георгия засыпать негашёной известью на три дня. На третий день император велел выкопать кости мученика, думая, что он сгорел во рве. Но слуги, разгребавшие известь, нашли Святого Георгия невредимым и привели к царю.

- Скажи, Георгий, — начал Диоклетиан, — откуда в тебе такая сила и какими ты пользуешься волшебствами. Я думаю, ты притворяешься христианином, чтобы удивить всех своим волшебством и явить себя великим.

- Царь, — отвечал Георгий, ты только хулишь Бога. Прельщённый дьяволом, ты так глубоко погряз в заблуждениях язычества, что называешь волхвованиями и чарами чудеса Бога моего, совершённые на твоих глазах.

Диоклетиан приказал надеть на ноги святого Георгия сапоги с раскалёнными гвоздями внутри.

В этой обуви мученика гнали до самой темницы с побоями и руганью. Друг императора Магнеций посоветовал Диоклетиану обратиться к известному волхву Афанасию. Когда волхв явился во дворец, император сказал ему: "Или победи и уничтожь волхвования Георгия и сделай его покорным нам, или тотчас лиши его жизни чародейными травами, и пусть он, таким образом, погибнет от той же самой хитрости, которой научился".

Афанасий обещал исполнить желание царя. Утром в суде он показал присутствующим два сосуда и велел: "Приведите сюда осужденного, и он увидит силу наших богов и моих чар. Если безумец выпьет из первого сосуда, — сказал колдун, — то будет во всем покорен царской воле. От второго же питья он умрёт."

Но, выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредим. Волхв Афанасий, видя благодать Божию, охраняющую святого Георгия, сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это император приказал его казнить.

Святого Георгия после этого вновь заключили в темницу.

Сюда к нему стали приходить люди, видевшие его чудеса и обратившиеся к христианству.

Золото открывало им тюремные двери, и для приходящих мрачная темница стала светочем Истины, источником Слова Божьего. Многие за исповедание Христа приняли мученическую смерть. Среди них святые мученики Валерий, Донат, Ферин.

После этого советники царя просили осудить святого Георгия, говоря, что он привлекает к себе в темницу множество народа и своим колдовством отвращает от языческих богов к Распятому.

Тогда Диоклетиан приказал привести святого Георгия в храм Аполлона и в последний раз стал убеждать его принести жертвы идолам.

Святой ещё раз доказал бессилие языческих богов, и тогда толпа разъярённых язычников набросилась на него, требуя от императора смерти осужденного.

Услышав шум и крики, царица Александра, жена Диоклетиана, поспешила в Храм и бросилась к ногам Георгия со словами:

"Боже Георгия, помилуй меня, ибо Ты — Бог истинный и всемогущий!"

Император, видя свою жену у ног осужденного, с изумлением спросил:

"Что с тобой случилось, Александра, и почему ты присоединяешься к волхву и чародею, бесстыдно отрекаясь от наших богов?"

Александра ничего не ответила царю и отвернулась от него.

Разгневанный Диоклетиан тотчас же произнес смертный приговор обоим.

Воины схватили святого Георгия и Александру и повели их за город. Святая Александра ещё на пути к месту казни предала свой дух Господу.

Георгий, придя на место казни, помолился и с радостью склонил свою голову под меч 23 апреля (6 мая) 305 г.



По преданию, святой Георгий совершил множество подвигов. Из них, как самый славный, отмечается следующий. На родине святого, у города Бейрута, находилось озеро, в котором жил огромный и страшный змей. Выходя из озера, он пожирал людей и опустошал окрестности. Чтобы умилостивить грозное чудовище, жители по совету жрецов стали, бросая жребий, отдавать своих детей в жертву змею.

Дошла, наконец, очередь и до единственной дочери царя. Девушку, отличавшуюся невиданной красотой, привели к озеру и оставили на обычном месте. В то время, как народ издали смотрел на царевну, ожидая её гибели, — вдруг явился св. Георгий на белом коне и с копьём в руке. Увидев змея, он осенил себя крестным знамением и со словами "Во имя Отца и Сына, и Святого Духа" устремился на чудовище и ударил его копьём в гортань. После чего велел девушке связать змея поясом и вести в город. Люди, увидев чудовище, стали в ужасе разбегаться. Но святой Георгий удержал их:

"Не бойтесь, но веруйте и уповайте на Господа Иисуса Христа: это Он послал меня спасти вас от змея". После этих слов святой убил змея, а жители сожгли чудовище.

Увидев это чудо, 25000 идолопоклонников приняли христианство.

Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Он скончался, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. С этим именем прославился он с самого начала христианства и на Святой Руси.

Святой Георгий Победоносец был ангелом и покровителем нескольких великих строителей русской государственности и русской военной мощи.

Сын святого равноапостольного Владимира, Ярослав Мудрый, во святом Крещении Георгий (+ 1054), много способствовал почитанию святого в Русской Церкви. Он построил город Юрьев, основал Юрьевский монастырь в Новгороде, воздвиг храм святого Георгия Победоносца в Киеве.



День освящения Киевского Георгиевского храма, совершенного 26 ноября 1051 года Святителем Иларионом, митрополитом Киевским и всея Руси, навсегда вошел в литургическую сокровищницу Церкви как особый церковный праздник, Юрьев день, любимый русским народом «осенний Георгий».

Имя святого Георгия носил основатель Москвы Юрий Долгорукий (+ 1157), создатель многих Георгиевских храмов, строитель города Юрьева-Польского. В 1238 году героическую борьбу русского народа с монгольскими ордами возглавил великий князь Владимирский Юрий (Георгий) Всеволодович (1238; память 4/17 февраля), сложивший голову в битве на Сити.

Память о нем, как о Егории Храбром, защитнике родной земли, отразилась в русских духовных стихах и былинах. Первым великим князем Московским, в период, когда Москва становилась центром собирания земли Русской, был Юрий Данилович (+ 1325) сын святого Даниила Московского, внук святого Александра Невского. С того времени святой Георгий Победоносец всадник, поражающий змия стал гербом Москвы и эмблемой Русского государства. И это еще глубже укрепило связи христианских народов и особенно с единоверной Иверией (Грузией страной Георгия).



Приметы и поверья 6 мая - в день Георгия Победоносца:

Хотя Георгий Победоносец считался покровителем воинов, одновременно православные чтили его за помощь в сугубо мирных крестьянских делах. В народной культуре святого величали «Егорием Храбрым» и считали покровителем земледелия и скотоводства.

Согласно поверьям, Георгий по-хозяйски ходил по полям и лугам, «отмыкал» землю весной, «напускал росу», следил, чтобы пашня пробудилась для весеннего сева. Кроме того, святой покровительствовал домашней скотине и пастухам, по преданиям, мог отгонять от стада хищников, за что звался еще «волчьим пастырем».

В народном календаре Егорий Вешний - 6 мая - считался окончательным сроком наступления весны (в пословице говорилось: «В сей день сходит весна на землю»). На Егория Вешнего начинали распахивать пашню и говорили, что в этот день «выезжает и ленивая соха».

Перед началом сева полагалось устроить крестный ход на поля с иконами и хоругвями святого, православные верили, что молитва к Георгию поможет избежать неурожая.

В некоторых областях в этот же день первый раз выгоняли в поле скот, перед выгоном животных обходили с молитвами и с иконой святого в руках. Считалось, что так скотину можно уберечь от нечистой силы, а также охранить от болезней, падежа и диких зверей.

Наступившее тепло позволяло проводить много времени на улице, а потому день Егория служил официальным началом молодежных уличных гуляний, хороводов и других весенних развлечений. В это же время традиционно проводились торговые сделки и наем работников, в батраки нанимались обычно с Егория Вешнего до Семенова дня или Покрова.

И так же, как и в другие православные праздники, в Егорьев день наши предки судили по приметам, что обещает им природа.

Например, тепло на Егория обещало раннее лето, сильный дождь предвещал хороший рост трав, если шел снег или град - должна была хорошо уродиться гречиха, при обильной росе следовало ожидать урожай проса. Святой Георгий и в наши дни продолжает помогать воинам и мирным гражданам, нуждающимся в помощи и спасении, за что его почитает весь христианский мир.

Пришел Егорий – и весне не уйти. Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то к Успению Пресвятой Богородицы будет собран хороший урожай пшеницы.

Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит 22-го мая, на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня.

Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой животных, обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога.

Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.



О чем просят: Святой защищает всех слабых и невинных, поэтому Георгию Победоносцу молятся на победу в любой борьбе. Он покровительствует воинам и путешественникам, земледельцам и скотоводам. Люди просят у него хорошего урожая, защиты от зла и нечистой силы, удачи на охоте, об исцелении и о хорошем приплоде скота.

Тропарь великомученику Георгию Победоносцу.

глас 4

Яко пленных свободитель/ и нищих защититель,/ немощствующих врач,/ православных поборниче,/ победоносче, великомучениче Георгие,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Ин тропарь великомученику Георгию Победоносцу.

глас 4

Подвигом добрым подвизался еси,/ страстотерпче Христов,/ верою и мучителей обличил еси нечестие,/ жертва же благоприятна Богу принеслся еси./ Темже и венец приял еси победы/ и молитвами, святе, твоими всем подавши// прегрешений прощение.

Тропарь великомученику Георгию, ради освящения храма его.

глас 4

Днесь блажат тя мира концы,/ Божественных чудес исполншеся,/ и земля радуется, напившися крове твоей./ Христоименитии же людие града Киева/ освящением Божественнаго храма твоего радостию возвеселишася,/ страстотерпче Георгие,/ сосуде избранный Святаго Духа, угодниче Христов./ Егоже моли/ с верою и мольбою приходящим во святый твой храм/ дати очищение грехов,// умирити мир и спасти души наша.

Кондак великомученику Георгию Победоносцу.

глас 4

Возделан от Бога,/ показался еси благочестия делатель честнейший,/ добродетелей рукояти собрав себе:/ сеяв бо в слезах, веселием жнеши,/ страдальчествовав же кровию, Христа приял еси,/ молитвами, святе, твоими всем подаеши// прегрешений прощение.

Кондак великомученику Георгию Победоносцу.

глас 8

К возбранному и скорому заступлению Твоему прибегше, вернии,/ молим избавитися, страстотерпче Христов,/ от соблазн вражиих воспевающим тя,/ и всяких бед, и озлоблений, да зовем:// радуйся, мучениче Георгие.

Кондак великомученику Георгию, ради освящения храма его.

глас 2

Божественнаго и венценоснаго великомученика Христова Георгия,/ на враги победу вземшаго одоления,/ сошедшеся верою во освященный храм, восхвалим,/ егоже благоволи Бог создати во имя его,// Един во святых почиваяй.

Молитва 1-я великомученику Георгию.

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва 2-я великомученику Георгию.

О, всехвальный, святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли Человеколюбца Бога, да не осудит нас, грешных, по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим даруемая нам тобою от Всещедраго Бога, но во славу святаго Имени Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он стране нашей и всему боголюбивому воинству на супостаты одоление и да укрепит непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам по исходе нашем из жития сего от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его и неосужденным предстати Престолу Господа славы. Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно Триипостаснаго Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную Правосуднаго Судии стати и Того выну славити со Отцем и Святым Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.



https://www.youtube.com/watch?v=I5KwPS8acNQ