» » Подушка безопасности. Взрыв ради жизни.

Подушка безопасности. Взрыв ради жизни.

Приветствую, уважаемые читатели!

Каждый водитель знает, что автомобиль — самое настоящее средство повышенной опасности и опасность эта, без преувеличения, грозит каждое мгновенье с момента начала движения. Что же касается безопасности – никаких дополнительных средств защиты не будет много, так что с того момента^ как человек осознал опасность, исходящую от самобеглого экипажа, изобретатели и инженеры не перестают работать над безопасностью пассажиров транспортного средства и окружающих. В прошлый раз я рассказывал о ремнях безопасности, а в этот раз речь пойдёт о подушках безопасности.



С разницей всего в 3 месяца в 1953 году патент на подушки безопасности был получен в Германии, изобретателем Вальтером Линдерером, и в США Джоном Хетриком. Американец служил в годы Второй мировой войны на флоте и в 1944 году на создание эйрбэга его натолкнул случай с торпедой. Находившийся в ней под высоким давлением воздух внезапно вырвался наружу и в одно мгновение надул и отбросил её брезентовый чехол. И немецкий, и американский варианты предполагали наполнение подушки сжатым воздухом, которое происходит при столкновении переднего бампера с препятствием. Немецкий вариант предполагал еще и срабатывание посредством «включения» водителем. Позже наполнение подушек из ёмкости с воздухом под давлением показало себя нежизнеспособным, так как подушка наполнялась недостаточно быстро и не помогла бы при ДТП.

Аллен Брид

Аллен Брид

Настоящий прорыв случился в конце 60-х. Аллен Брид, бывший инженер компании, работавшей над военными заказами, в 1962 году открыл собственную фирму, специализирующуюся на технологиях автомобильной безопасности. В 1968 году он запатентовал гениальный по своей простоте датчик столкновения. В стальной трубке, один конец которой был закрыт магнитом, находился шарик, в момент сильного удара, шарик отрывался от магнита и бился о противоположный конец трубки, что замыкало цепь. Стоимость такого датчика составляла всего 5 $. Замыкание цепи приводило к возгоранию азида натрия, результатом чего становится выделение большого количества газообразного азота, который и наполнял подушку безопасности менее чем за 30 миллисекунд. Первым клиентом Аллена Брида стала корпорация Chrysler. В том же году компания Eaton, Yale & Towne предложила похожее решение корпорации Ford, но не только водительскую, а еще и пассажирскую подушку безопасности.

Испытания 1969 года компании Chrysler

Испытания 1969 года компании Chrysler

Внедрение эйрбэгов не происходило безоблачно — после неудачной демонстрации новшества Генри Форду II (подушка попросту не раскрылась) программа была вовсе свёрнута. Однако затем законодательно автопроизводителей обязали внедрить до 1974 года на всех своих автомобилях или автоматический ремень безопасности, или эйрбэг. «Двойка» и Ли Якокка отправились на аудиенцию к Никсону и убедили того, что такое давление на автопроизводителей буквально откроит двери японскому автопрому и нанесёт колоссальный удар по экономике. Для всех американских автопроизводителей удалось выторговать отсрочку до 1976 года. Тем не менее, внедрение подушек безопасности началось незамедлительно – сначала на премиальных марках автоконцернов. Причем с большим энтузиазмом. Уже в 1974 году скорость накачивания подушки зависела от силы удара, так же были многосекционные подушки, защищающие не только голову, но и туловище с коленями. Правда опция, по тем временам, была достаточно дорогая – около 200 $.

Oldsmobile Toronado. Один из первых авто с подушкой безопасности

Oldsmobile Toronado. Один из первых авто с подушкой безопасности

Разумеется, польза от подушек была очевидна, однако автопроизводители скрупулёзно собирали всю информацию по инцидентам. Семь человек погибли в ДТП в автомобилях с подушками и еще один непристёгнутый ребёнок, причиной гибели которого назвали именно подушку. После этого ДТП были проведены испытания с живыми поросятами, по результатам которых большая часть подопытных получила серьёзные травмы именно от эйрбэга. С наступлением топливного кризиса продавать авто с подушками безопасности стало еще сложнее. Корпорация Ford полностью сконцентрировалась на модуле, не позволяющем запустить двигатель до того как пристегнёшься, и, кажется, власти уже были готовы уступить, но Никсон досрочно покинул Белый дом, а новая администрация была непреклонна. По статистике, подушки безопасности спасли более 12 000 жизней за год и автопроизводителям было предписано наладить их установку во все автомобили к 1985 году.

Обратной дороги не было. В 1986 году Ford представил Mercury Topaz с боковыми подушками безопасности. С 1988 года на многих моделях корпорации Chrysler подушки вошли в базовую комплектацию. С 1994 года подушка безопасности для водителя стала обязательным требованием к любому новому автомобилю в США, с 1997 — обязательной стала и подушка для пассажира.

Mercedes-Benz S-класс W126

Mercedes-Benz S-класс W126

Велись работы над подушками безопасности и в Европе — инициатором тут был Mercedes-Benz, правда власти никакого внимания этому вопросу не уделяли, а водители и вовсе противились, ведь им предлагали поставить перед лицом пакет со взрывчаткой. Первый эйрбэг опционально предлагался с 1981 года в S-классе W126 — том же где впервые появились ремни с преднатяжителями. Начиная с 1985, для отдельных комплектаций Mercedes-Benz подушки безопасности шли в базовом оснащении. С 1986 Porsche 944 Turbo стала первым авто с подушками для водителя и пассажира.

С годами различных подушек безопасности становилось всё больше, технологии совершенствовались, появлялись новые датчики, проводились многочисленные краш-тесты и изучались реальные аварии. С тех пор эта система спасла сотни тысяч жизней по всему миру и сегодня уже никому не приходит в голову с ней бороться.

Источник