» » Национальные психологические особенности российского народа: мазохизм

Национальные психологические особенности российского народа: мазохизм

Картинки по запросу barge haulers on the volga repin

В этой статье я хотел бы поговорить о национально-психологических особенностях характера многих представителей нашего народа. Непросто обобщать всех людей, вешая ярлык на общество, однако я все же осмелюсь сказать, что у многих представителей нашего народа встречаются одинаковые особенности характера. В первую очередь, я имею в виду мазохистский синдром. Многовековая садо-мазохистическая история нашей страны, не могла не повлиять на психологические особенности не одного поколения.

Мазохистский синдром – это склонность к поиску физических или психических страданий, боли и унижению. Мазохизм основан на чувстве вины и бессознательной потребности в наказании или страдании.

Мазохистские особенности характера проявляются в:

1. Привычке терпеть и страдать (это часто можно наблюдать в семьях, в политике и социальной сфере, терпение и страдание – главный девиз для многих)

2. Манипулятивных-садистических формах агрессии (здесь речь идёт о всевозможных неадекватных способах выражения собственной агрессий, мазохист часто превращается в морального садиста)

3. Провокации чужой агрессии (я наблюдаю в интернете множество «идейных» провокаторов, которые то и дело пытаются разозлить собеседника, вызвать в нем гнев и злобу)

4. Отказе от себя и упоенном служении другим (это используются не только в обществе и семье, но и в православии)

5. Обвинении и обиде (поскольку мазохист всегда посвящает себя служению другим, то ждет и ответного служения, но не найдя этого, он обижается, обвиняя во всех своих страданиях окружающих)

6. Постоянном субъективном ощущении страдания и несчастливой судьбы, которое проявляется, как тенденция жаловаться (мазохисту всегда кажется, что он прилагает максимум усилий, которые не ценятся и не приносят успеха).

Стоит ли говорить, что практически всегда было обыденном делом наблюдать побои родителей над своими детьми в воспитательных и профилактических целях. Я находил описание этих чудовищных мер в исторических описании жителей Московии 16 века, в художественных произведениях Тургенева, Достоевского и Горького, описывающих быт русских в 19 веке, да и сам слышал от знакомых как их не раз лупили отцы по пьяни.

Вот отрывок из произведения Тургенева наглядно демонстрирующее такое неадекватное поведение: «Вдруг в глазах моих совершилось невероятное дело: отец внезапно поднял хлыст, которым сбивал пыль с полы своего сюртука, — послышался резкий удар по этой обнаженной до локтя руке…»

Такая агрессивная форма взаимоотношений в семье приводит к детской травме, которая со временем трансформируется в мазохисткий синдром – тип характера, когда человек бессознательно или сознательно ежедневно пытается получить новую дозу страдания и боли. Дело в том, что общество в которым из поколения в поколения тянется шлейф унижения, добровольного страдания и наказания является опасным, оно заражает мазохизмом и садизмом новых здоровых граждан.

Садисты обычно подрастая рвутся к власти, а мазохисты покорно ищут господ, которые будут их мучать до самой смерти. Часто бывает и такое, что в мазохисте пробуждается садистский синдром: в такие минуты он начинает выливать на близкого свою агрессию. Это происходит чаще всего психологическим путем (через издевательства, оскорбления, насмешки). Садист же не может прожить и дня без оскорбительных высказываний и насилия. Садо-мазохисткое общество – это общество людей с рабской психологий, где раб с удовольствием пресмыкается перед своим господином, а господин без угрызения совести наказывает раба.

Мазохизм и рабская психология

Рабская психология – это способ восприятии мира преимущественно в категориях «раб – господин». Человек с таким восприятием бессознательно желает подчинить себе жертву или подчинить самому. Часто он – человек, чьи желания и потребности с детства попираются, в результате чего он перестал ощущать свою человеческую ценность. Привыкший страдать ради других, но с гордостью выносящий невозможные лишения, такой человек имеет весьма сложные модели отношений к самому себе и миру, что всегда оканчивается для него различного рода последствиями, такими как психосоматические проблемы, сложности в построении здоровых социальных связей, вплоть до ранней смерти. Добровольное моральное рабство и жесткая авторитарность с садистскими склонностями – отличительные черты человека с рабской психологией.

Мазохизм и православие

Я совершенно убежден в том, что данная психопатология тесно связана с нашей культурой и религией. Сначала римско-католическая религия, а затем и православие на протяжении пяти столетий была религией, основанной на «идеологии страданий». В православии страдать не постыдно. Страдая ты подражаешь спасителю. Страдая ты укрепляешь веру. Страдая ты принимаешь все тягости своей жизни. Страдать и терпеть – вот что незазорно, а заодно молча послушаться господам, котором дарована небесами власть и почёт. Желание страдать и терпеть хорошо соответствует самой сути христианской морали. Ницше небезосновательно называл эту мораль рабской моралью, так как страдать и терпеть – всегда было уделом рабов.

Если психология считает мазохизм болезнью, христианская религия с самого начала считала его лечением. Средневековая церковь видела в таинстве наказания часть своей основной функции «исцеления и спасения души». Для священников того времени, что, впрочем, не изменилось по сути, наказание и покаяние грешников хорошее средство спасения души.

С религиозной точки зрения желание человека быть избитым, исхлестанным кнутом, выражает его желание получить «наказание». Тереза писала: «…когда у меня появляется это стремление Ему служить, мне хочется получить наказание, однако я не могу его выдержать (физически). Наказание принесло бы мне огромное облегчение и радость».

Ключевыми глаголами к существительному «страдания» являются следующие: «терпеть», «выдерживать», «переживать», «переносить» и «выносить». Православные священники часто используют эти слова в разговорах со своими прихожанами, советуя им со смирением нести свою ношу, бремя.

Таким образом смирение, страдание и послушание являются высшими добродетелями православия и христианской морали.

Заключение

В 1995 г. вышла книга профессора культуролога Дэниэла Ранкур-Лафферьера, которая называлась «Рабская душа России. Проблемы нравственного мазохизма и культ страдания». В книге автор приводит большое количество лингвокультурологических и литературных примеров, которые вскрывают те черты мазохистского характера которые я описал ваше. Вывод книги категоричен: русская душа – раба по своей природе. Лафферьер пишет: «Русской душе присуще нечто гораздо большее, чем просто мазохистский аспект. Но все же мазохизм является ее неотъемлемой частью. Он пронизывает эту душу, психику, культуру, начиная от принесения себя в жертву в общинах старообрядцев и кончая самопожертвованием интеллигенции 19 века; от странного поведения юродивых до ужимок Ивана-дурака; от терпимости женщины к оскорблениям мужа до приятия железной воли коллектива».

Конечно, заявлять подобные категоричные суждения я не готов. Скажу лишь одно, все мы находимся в плену национального самосознания, и пока мы не освободимся или исправим его, ничего хорошего нас не ждет. Необходима колоссальная работа специалистов: психологов, психотерапевтов, культурологов, педагогов, которые сами должны не обладать мазохистскими и садистскими склонностями. Необходима команда психологически здоровых людей, который хотят сбросить с нашего общества шлейф добровольного страдания, беспрекословного подчинения, смирения с одной стороны и жесткого авторитаризма с другой!

Грибанов Александр

Источник