» » Греть или не греть? Аргументы за и против

Греть или не греть? Аргументы за и против



Чего уж грешить - нынешняя зима была пока крайне милостива к автомобилистам. И все же температура нет-нет, да и упадет до неприятных минус десяти и ниже. Мы предвосхитили вечный "зимний" вопрос наших читателей: "Греть или не греть?" и дали на него очередной аргументированный ответ.

О том, что "холодный" пуск двигателя в условиях низкой температуры окружающего воздуха, и его работа в момент прогрева не самым лучшим образом сказываются на топливной экономичности, экологичности и ресурсе мотора в общем-то, никто особо не спорит.

Совсем другое дело - вечная дискуссия на тему "Греть или не греть". Точнее, как все-таки лучше греть двигатель - стоя на месте или в движении, когда хоть и в щадящем режиме, но двигатель уже работает не на холостых, а под нагрузкой? Собственно этот спор и не прекращается, пусть даже сторонников второго подхода последнее время стало больше, благо современные технологии якобы это позволяют: масла обеспечивают защитную пленку на деталях, система впрыска позволяет работать "на холодную" без провалов.

Пока тепленькая не пойдет



Те, кто ратует за прогрев на месте, аргументируют это следующими доводами. Главный - забота о ресурсе деталей. При отрицательных температурах масло густеет, поэтому возрастает риск работы пар трения "на сухую". При этом сам двигатель прогревается неравномерно, это же касается и его деталей, например поршней. Давать сколь-либо значительную нагрузку вскоре после холодного пуска нельзя. Необходимо дождаться, когда прогрев узлов станет более-менее равномерным, масло - менее густым и обеспечит защитой все трущиеся поверхности. К слову, масло прогревается не так быстро, как охлаждающая жидкость, поэтому ориентироваться на движение стрелки указателя температуры двигателя следует с оговорками.



На этом фоне все остальные доводы уже не столь значительны, к тому же не так очевидны. Например, такой аргумент, как нестабильная работа двигателя и провалы при разгоне "на холодную", может быть подвергнут критике: такие проблемы более характерны для карбюраторных двигателей, которые можно смело назвать исчезающим видом, или для двигателей с теми или иными проблемами с топливной системой. Исправная система впрыска обеспечивает стабильную работу двигателя даже в режиме прогрева.

Нечего стоять!



Теперь рассмотрим аргументацию тех, кто выступает против длительного прогрева на месте. Без нагрузки мотор будет прогреваться долго, соответственно время работы в неоптимальном режиме прогрева увеличивается. А значит, выше расход топлива, больше вред, наносимый экологии, опять же повышенный износ…

Вот почему необходимо как можно раньше начинать движение, но до момента выхода двигателя на рабочую температуру ехать в щадящем режиме, чтобы мотор работал с минимальной нагрузкой. Насчет смазки, по их мнению, можно не беспокоиться: современные масла обеспечивают достаточную защиту от трения за счет тонкой, но прочной пленки, поэтому совсем уж "на сухую" мотор даже после длительного пребывания в состоянии покоя работать не будет. То же и с провалами "на холодную": система впрыска обеспечивает стабильную работу даже непрогретого двигателя.



Еще один аргумент - ссылка на инструкции по эксплуатации. Во многих из них про режим прогрева толком ничего не сказано, в некоторых можно встретить рекомендацию первые несколько километров двигаться в щадящем режиме. О необходимости прогревать на месте двигатель нигде не говорится, что, впрочем, может быть связано с заботой об экологии. Это, кстати, тоже аргумент: мало кому понравится, если под окном будет полчаса чадить ядерным выхлопом соседский автомобиль…

Без фанатизма



На наш взгляд, истина где-то посередине. Да, масла обеспечивают защитную пленку на деталях, а система впрыска позволяет работать "на холодную" без провалов. Но начинать движение сразу после запуска разумно разве что при положительных температурах окружающего воздуха. При "минусе", тем более сильном, прогрев на месте на холостых оборотах нужен. Вопрос в том, насколько продолжительным он должен быть.



По поводу наступления момента, когда можно трогаться в путь, мнения специалистов и опытных автомобилистов немного расходятся, но в целом можно выделить несколько условий:

снижение оборотов двигателя с режима прогрева до обычного холостого хода;

начало движения стрелки указателя температуры двигателя на шкале;

из дефлекторов системы обдува поступает уже не холодный, а теплый (не горячий!) воздух.

Воспринимать всерьез каждый из пунктов не стоит, поскольку у разных автомобилей - разные программы управления двигателем (это к вопросу об оборотах), по-разному настроенные указатели и по-разному работающие системы отопления. Например, современный дизель можно долго гонять на холостых оборотах, но он будет оставаться холодным, а печка будет давать тепло с первых же минут за счет автономного обогревателя.

Так что во всем должен быть здравый смысл. Собственно говоря, зимой сразу же тронуться с места и не получится: водитель все равно вынужден очищать кузов и стекла от снега и льда. Этих нескольких минут уже будет достаточно при несильных морозах. Если за бортом около нуля, достаточно 2-3 минут прогрева. Если -10°С, стоит постоять уже 5-7 минут. Ну а при -20°С и 10 минут погреться не грех. Но ждать, когда из дефлекторов подует горячий воздух, а двигатель достигнет рабочей температуры, точно не стоит!

В щадящем режиме

Первые километры следует ехать аккуратно, минимально нагружая двигатель. Это значит, что не стоит раскручивать его выше средних оборотов, активно нажимать на "газ", а также… ехать на слишком малых оборотах! Да-да, двигаться "внатяг" на 1500 об/мин на высокой передаче тоже не стоит!

Отдельно упомянем ситуацию, когда сразу со стоянки автомобиль выезжает на трассу. Получается, ситуация требует быстро разогнаться до достаточно высокой скорости, что для холодного двигателя тоже нагрузка. В этом случае одно из двух: или увеличьте время прогрева на месте, или при выезде на трассу до момента выхода на рабочую температуру используйте плавный разгон и выбирайте такую скорость, чтобы мотор развивал не больше 2500 об/мин.



Кстати, почему-то в данной теме многие забывают о других узлах, которые также нуждаются в прогреве. Например, в условиях сильных морозов коробку передач также не стоит нагружать "на холодную". Для "автоматов" даже существует рекомендация по "прогреву". Так, удерживая автомобиль на месте, следует последовательно включать все передачи (сначала те, что предназначены для движения вперед, затем реверсивную). Что касается "механики", то на некоторых автомобилях возможны проблемы с переключением передач, пока узел не прогреется до определенной температуры. Но даже если передачи сразу включаются легко, лучше избегать быстрых переключений и больших нагрузок на коробку.

Впрочем, это касается всего автомобиля: начав движение, первые километры следует ехать, минимально нагружая не только мотор и коробку, но также подвеску и рулевое управление. То есть на небольшой скорости, аккуратно преодолевая неровности и избегая резких маневров. В первую очередь эти меры необходимы при сильных (-20°С и ниже) морозах, но не будут лишними при любой отрицательной температуре.