» » 15 НОЯБРЯ - ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ, ИМЕНУЕМОЙ ШУЙСКОЙ.

15 НОЯБРЯ - ДЕНЬ ИКОНЫ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ ОДИГИТРИЯ, ИМЕНУЕМОЙ ШУЙСКОЙ.

15 ноября - День иконы Божьей Матери Одигитрия, именуемой Шуйской.

Празднование иконы совершается трижды: 10 августа – вместе с другими иконами «Одигитрия», 15 ноября – в память написания иконы и начала прекращения морового поветрия, во вторник Светлой седмицы – в память первого зафиксированного чуда, происшедшего от иконы.

Икона Божией Матери Шуйская относится к типу Одигитрия. Это указано в названии самого праздника, посвященного памяти святого образа. Данное святое плотно является, по сути, списком, сделанным со Смоленской иконы Божией Матери. На приобретение такой иконы жителей города Шуя, принадлежащего Владимирской епархии, подвигла страшна беда. В период с 1654 по 1655 год страну накрыла эпидемия мировой язвы. Она свирепствовала везде и всюду, спасения от болезни никакого не было. Потому люди, проживавшие в городе, уповали лишь на Бога, его помощь и заступничество.

Заказать написание святого образа – копии Смоленской иконы Божией Матери – людей надоумил один из прихожан городской Воскресенской церкви. Его рекомендация состояла в том, чтобы собрать необходимые денежные средства, которых хватило бы на создание полотна, а после готовый образ поставить в упомянутом выше храме и регулярно совершать перед ним просительные молитвы. Совету благочестивого мужчины люди тут же последовали. Был организован сбор средств, затем прихожане Воскресенского храма стали искать подходящего иконописца. В итоге они выбрали для осуществления столь серьезного дела мастера Герасима Тихонова-Иконникова. Жители были заинтересованы в скорейшем написании святого образа – об этом и просили иконописца.

Последний дал свое согласие, причем сделал это с радостью. Он писал икону Божией Матери в течение недели с усердием и молитвами, адресованными Пречистой Деве. В Воскресенском храме в этот период совершались ежедневные богослужения и молебные пения. Прихожане и иереи соблюдали строгий пост, и даже ночные бдения. Это было связано не только с написанием чудотворной иконы, которая должна была защитить горожан от страшной болезни и прекратить уже действующий мор, но и с тем, что смертность среди населения Шуи увеличивалась с каждым днем. И люди вынуждены были волей неволей готовиться к отходу в мир иной, каясь в совершенных при земной жизни грехах.

15 ноября - День иконы Божьей Матери Одигитрия, именуемой Шуйской.

Чудеса Шуйской иконы Божьей Матери:

Вернемся к иконописцу и его работе. Практически сразу же, как Герасим приступил к созданию святого образа, с иконой начали происходить необъяснимые чудеса. Первое из них случилось после того, как мастер сделал эскиз будущей иконы на выбранной им для полотна доске, то есть нанес контуры фигур Девы Марии и Богомладенца. Наутро после проделанной работы Герасим обнаружил значительные изменения своих набросков и их бросающееся в глаза отличие от изображения Пречистой с Иисусом на оригинале - Смоленской иконе. Дважды он исправлял невесть откуда взявшиеся контуры, но оба раза на утро сталкивался с прежней проблемой: наброски менялись сами по себе. Тогда иконописец понял, что в том заключен промысел Божий, и не стал больше ничего переделывать.

Следующее чудо произошло уже, когда икона была готова. Священники с необходимыми церковными атрибутами вместе с большим количеством народа организовали крёстный ход и отнесли святой образ Божией Матери в храм. Очутившись в Воскресенской церкви, на том месте, что выделили специально для нее, икона вдруг засветилась необыкновенно, да так, что вся церковь озарилась неземным светом. Прихожане и духовенство ощутили в душе при этом светлую радость и чувство умиления. Люди стали жертвовать серебряные монеты для создания убранства святого образа. Каждый из них всей душой поверил в заступничество Божьей Матери за ни в чем не повинных жителей города, которых без устали косила смерть.

Увы, надежды и душевный подъем горожан быстро пришли в упадок и сменились отчаянием и глубокой скорбью. Чудесного прекращения мора не последовало от святой иконы – напротив, ситуация резко ухудшилась, мировая язва начала свирепствовать с еще большей силой. Несмотря на происходящее, народ продолжал усердно молить Владычицу Небесную о помощи и поддержке. Ежедневно церковь заполнялась людьми и горящими свечами. Вскоре горожане получили ответ на свои пылкие просьбы: мор прекратился, а больные язвой резко исцелились от неизлечимого до сих пор недуга. К сожалению, иконописца Герасима Тихонова-Иконникова смерть не пощадила, как и его большую семью. Но перед тем, как уйти на тот свет, мастер с братьями успел принять монашеский постриг, покаяться в грехах и причаститься Христовых Тайн. Народ расценил кончину иконописца и его близких как знак великой милости, оказанной Божией Матерью художнику и его близким.

Спустя 11 лет святая икона Девы Марии Шуйская явила массам новое чудо. От нее получил исцеление бесноватый отрок по имени Иаков. В течение года после этого случая по молитвам возле иконы выздоровело более 80-ти человек. 35 из них страдали болезнями глаз, 32 – нервными и душевными расстройствами, 11 – параличом, 4 - болезнями конечностей, 3 – глухотой.

15 ноября - День иконы Божьей Матери Одигитрия, именуемой Шуйской.

В 1666 году о чудотворениях, происходящих от святого образа Матери Божией, узнал царь Алексей Михайлович. Об этом ему сообщили жители города Шуи и местные священники, составив и заверив соответствующий документ. Через год после этого события правитель Руси послал на местоположение иконы архиепископа Суздальского и Торусского Стефана. 28 июля указанное лицо в сопровождении монахов и клириков прибыло в город Шуя. Они отслужили в Воскресенском храме Всенощное бдение. Затем – литургию и молебен. После приступили к сбору письменных свидетельств о чудесах, происходящих от чудотворной Шуйской иконы Божией Матери. Все рассказы были занесены представителями столичного духовенства в специальные церковные книги. На основании этих свидетельств Смоленско-Шуйский образ Богоматери был прославлен Церковью. Празднование в честь установили 2 ноября по старому и, соответственно, 15 ноября по новому стилю.

Надо сказать, то чудеса от иконы не закончились. В 1710 году в Шуе произошел чудовищный пожар, в результате которого почти весь город поглотило пламя. На протяжении XVIII-го века случилось еще два выхода из под контроля огненной стихии. Но чудотворную икону огонь не тронул ни разу. В 1831 году город подвергся новой эпидемии – на этот раз холеры. Был совершен крестный ход, в результате которого святой образ Богоматери обнесли вокруг Шуи, после чего болезнь отступила. Всего из-за повального недуга погибло около трех сотен горожан. С тех пор каждый год 28 июля по старому городу совершали крестный ход в память об освобождении его от холеры. Спустя 17 лет свирепая болезнь вернулась, и вновь от нее избавились при помощи обнесения иконы вокруг населенного пункта.

В 1939 году Воскресенский храм закрыли и Шуйская икона исчезла. До сих пор никто не знает, где она. Но крестный ход в честь образа Богоматери совершается в городе Шуя и поныне.

икона одигитрия

Характерные особенности образа:

Икона, в отличии от обычной картины, имеет другое назначение — по словам святых отцов, это окно в другой мир. Подобным образом иконы Божией Матери не просто изображение двух личностей — через них раскрывается смысл Боговополощения.

Икона «Одигитрия» является одним из наиболее распространенных типов, её богословское значение — раскрытие отношений Бога и человека. Для этого иконописцы используют композицию, жесты, цвета.

Божия Матерь, Христос смотрят прямо на молящихся.

Иисус изображен в возрасте отрока (Эммануил).

В руке Спасителя — свиток.

Изображение может быть как поясным, так и оплечным («Казанская» икона тоже принадлежит к типу «Одигитрии»).

Здесь особенно подчеркивается божественная природа Христа, композиция не лишена величия. Божия Матерь всегда изображается в омофоре — подчеркивает и царское величие Девы, и ее роль в плане Боговоплощения. Правая рука Богородицы направлена на Иисуса. Значение этого жеста Божией Матери на иконе «Одигитрия» таково — она указывает на Христа, как единственный путь к спасению.

Но и сама Царица Небесная является путеводной звездой — она была первым совершенным человеком, сумела в грешном мире сохранить видение Бога, которого большинство людей лишены. Ведь Адам и Ева могли беседовать с Господом лично, а сегодня человеческий род так отдалился от Творца, что от одного Его вида может умереть. Поэтому христианам не следует тратить жизнь на суету и развлечения, а готовиться к переходу в мир иной.

Совместное изображение Господа и Его Матери имеет также более глубокий смысл. Воплощение Христа как человека не было возможным без Марии. Более того — только благодаря осуществлению этого божественного замысла, теперь люди могут писать иконы. Раньше изображать Бога было запрещено, поскольку Его никто не видел. Но родившись от земной женщины, Христос воплотился как Личность, которую изображают на образах.



Молитвенные прошения:

Православие воздает Царице Небесной такие почести, которые не оказываются больше ни святым, ни даже Ангелам. Выше ее — только Сам Христос. Молитвенные обращения к ней взяты из евангельских текстов. Даже формулировка церковных песнопений выделяется — только Божией Матери говорят — «спаси нас». Таким образом церковь свидетельствует свое преклонение перед Богородицей.

Она смогла подняться до такого уровня святости, которого только может достигнуть смертный, при помощи Духа Святого. В народе же просто любят ее, как Мать — неиссякаемый источник любви, понимания, терпения. Всем близкий образ, доступный для осмысления. Именно через него проще понять любовь Бога к людям. Поэтому неудивительно, что в молитвенной практике обращения к Богородице являются очень частыми.

Первый акафист был написан именно Богородице, читать его можно и перед иконой «Одигитрия». Эта хвалебная песнь содержит множество эпитетов, которых достойна Царица Небесная. Византийский акафист настолько совершенный по стилю, что включен в богослужебный цикл. Его регулярное чтение поможет получить много духовных даров. Но и короткие молитвы Божией Матери будут на пользу верующим.

Акафист очень легко читать — благодаря небольшому объему, доступной для восприятия формы. Выразительный слог затрагивает каждый уголок души, передает всю гамму чувств, которые питают христиане к Богородице. Не требует такая молитва и большого количества времени.



В чем помогает Божия Матерь верующим:

Икона «Одигитрия» дает ответ и на этот вопрос. Она делает устремления души высокими, чтобы ее не беспокоило ничто суетное. Испытывая страх, недовольство собой или другими, питая ненависть, человек все дальше и дальше уходит от Господа. Светлая чистая душа настроена дарить радость окружающим. Даже трудности, которые есть в жизни любого человека, она воспринимает с благодарностью.

Помощи можно просить также в мирских делах, но только после того, как воздана хвала Господу. Даже если благодарности нет в сердце, надо возносить ее устами и просить, чтобы Бог смягчил жестокое сердце. Для этого читаются покаянные псалмы. Уместны молитвы за родителей, детей, друзей. Сугубо стоит молиться о тех, кто причиняет обиды — ведь Господь заповедал молиться даже о врагах. Результаты молитв зависят не столько от усердия (хотя они должны быть регулярными), сколько от веры.



Молитвы перед Смоленской иконой Пресвятой Богородицы, именуемой "Смоленская" (Одигитрия).

Молитва первая:

О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пречистая Одигитрие Марие! Услыши нас грешных и недостойных в час сей молящихся и припадающих к Твоему Пречистому Образу со слезами и умиленно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице Преблагая, избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злыя клеветы, и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о Благодатная Мати наша от всякаго зла сохранити люди Твоя и всяким благодеянием снабдити и спасти; разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниях, и теплыя Ходатаицы о нас, грешных, не имамы. Умоли, Госпоже Пресвятая, Сына Твоего Христа Бога нашего, да удостоит нас Царствия Небеснаго; сего ради всегда славим Тя, яко Виновницу спасения нашего, и превозносим святое и великолепное имя Отца и Сына и Святаго Духа, в Троице славимого и поклоняемаго Бога, во веки веков. Аминь.

Молитва вторая к Пресвятой Богородице:

К кому возопию, Владычице? К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Владычице Богородице, Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, о Пренепорочная, Надеждо христиан и Прибежище грешным? Приклони, о Пречистая Владычице, ушеса Твоя к молению моему, Мати Бога моего, не призри мя, требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Богородице Царице. И подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению. Вразуми и научи мя, како Тебе молитися подобает, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое, но буди ми покров и заступление в жизни моей и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, и сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада и тамо удостой мя воспевати и славити Тя во веки. Аминь.

Тропарь, глас 4:

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Слава, и ныне, Богородичен:

Не умолчим никогда, Богородице, силы Твоя глаголати, недостойнии. Аще бо Ты не бы предстояла молящи, кто бы нас избавил от толиких вед? Кто же бы сохранил до ныне свободны? Не отступим, Владычице, от Тебе: Твоя бо рабы спасаеши присно от всяких лютых.

Кондак, глас 6:

Предстательство христиан непостыдное, ходатайство ко Творцу непреложное, не презри грешных молений гласы, но предвари яко благая на помощь нас, верно зовущих Ти: ускори на молитву и потщися на умоление, предстательствующи присно, Богородице, чтущих тя.

Ин кондак, глас 6:

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози, на Тебя надеемся и Тобою хвалимся: Твои бы есмы раби, да не постыдимся.

https://www.youtube.com/watch?v=oMsjAfJui-k