» » 14 СЕНТЯБРЯ - ОСВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ И МИРОТВОРНЫЙ КРУГ.

14 СЕНТЯБРЯ - ОСВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ ЦЕРКВИ: ЦЕРКОВНОЕ НОВОЛЕТИЕ И МИРОТВОРНЫЙ КРУГ.

14 сентября Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

Всея твари Содетелю, времена и лета во Своей власти положивый, благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире люди и град Твой молитвами Богородицы и спаси ны.

Сегодня начинается новый церковный год, новый годовой богослужебный круг. Мы встречаем новое «лето Господне благоприятное» (Лук.4:19), и благодарим Бога за этот дар возможности познавать Его и поучаться премудрости Его, ведь «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе» (1 Иоан. 5:20).

Церковное Новолетие, или Славянский Новый год, приходится на 14 сентября (1 сентября по старому стилю). Эта дата считается первым днем нового церковного года. Соответственно, последним праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября).

В православном календаре Новолетие торжественно именуется еще и «началом индикта». Понять, что такое индикт, можно, обратившись к константинопольским традициям, которые пришли на Русь вместе с православной верой. Индиктом называется пятнадцатая часть индиктиона (пятнадцатилетнего промежутка времени, который был утвержден как компромиссная между годом и веком единица отсчета исторического времени). Начало индикта означало начало нового финансового года, начало нового периода сбора налогов.

Пожалуй, самым незаметным православным праздником является церковное новолетие, которое в церковном календаре торжественно именуется началом индикта.

С понятием индикта и простого индиктиона связано еще одно понятие — Великого Индиктиона или, как его называли на Руси, Миротворного Круга. Великий Индиктион, в отличие от простого, не является хозяйственной величиной. Этот огромный промежуток времени в 532 года определяет пасхальный цикл, а вместе с ним и весь церковный календарь. Создание Великого Индиктиона отцами Первого Вселенского собора было, по сути дела, воцерковлением известного с языческих времен Юлианского календаря.

http://5.firepic.org/5/images/2013-09/13/5h829y4c48pv.jpg

Первый день годичного богослужебного круга открывает собою «вход лета», и богослужение этого дня носит праздничный характер, вершиной которого является читаемое за литургией Евангелие, где рассказывается о начале проповеди Иисуса Христа после Его Крещения и искушений от диавола в пустыне.

По преданию, это произошло в первый день иудейского праздника жатвы, который праздновали 1—8 сентября. В Евангелии мы слышим Спасителя, проповедующего и нам наступление благоприятного «лета Господня». В этот день Иисус Христос начал проповедь Царствия Божия и впервые засвидетельствовал исполнение ветхозаветных пророчеств о пришествии Мессии (Сына Божия) и тем самым о конце Ветхого и начале Нового Завета.

Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг

История и особенности даты 14 сентября Освященное время Церкви.

Все жители Земли встречают Новый год в ночь с 31-го декабря на 1-е января. Это давно уже стало традицией и ни у кого не вызывает вопросов, почему происходит так, а не иначе. Что касается людей верующих, исповедующих христианство, в частности – православие, для них имеет или, по крайней мере, должно иметь значение такое понятие как «церковный год», иначе – «церковное новолетие».

Которое в церковном календаре торжественно именуется «началом индикта» и празднуется 14 сентября (1 сентября по старому стилю).

Именно эта дата считается первым днем нового церковного года, хотя сегодня мы, готовые праздновать светский Новый год и 1, и 14 января, не отказываясь разделять праздничную новогоднюю трапезу с мусульманами, буддистами, конфуцианцами и иудеями, плохо знаем, когда же начинается наш православный Церковный год.

Последним же праздником, завершающим церковный год, является Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа (по новому стилю), а первым праздником нового церковного года — Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Празднование Новолетия началось в сентябре 1363 года как дань гражданской византийской традиции. С 1492 года Новолетие стало отмечаться на Руси как церковно-государственный праздник. Смыслом богослужения в этот день было воспоминание о проповеди Спасителя в Назаретской синагоге, когда Иисус Христос сказал, что он пришел «исцелять сокрушенных сердцем».

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

Соблюдение данного обычая установили в свое время александрийские ученые, которые на основании произведенных ими же расчетов сделали следующий вывод: Творец закончил сотворение непосредственно в пятницу 1 марта – день, предшествующий субботе. Он известен большинству под другим наименованием: «день отдохновения».

Конечно, если посмотреть на данный вопрос с астрономической точки зрения, можно с уверенностью сказать, что любая дата условна. Ведь все точки земной орбиты равноудалены друг от друга, посему никакой разницы нет в том, какую из них считать точкой начала отсчета. Неизвестно, учитывали ли это мнение на Руси, однако в нашей стране в 1363 году начало церковного года стали отмечать не с 1 марта, а с 1 сентября. В Римской империи такая смена дат случилась и того раньше: в 325 году, в эпоху правления Константина Великого.

И здесь для понимания глубины явления следует вернуться к уже упомянутому выше термину «индикт». Он обозначал все в том же Риме конкретный период в несколько лет (латинское слово «indiction» происходит от понятия «indico», что переводится как «оценивать, назначать цену»). Индикт ввели в обиход римские императоры для сбора налогов. В конце каждого такого временного промежутка объявляли начало сбора податей с населения и непосредственно осуществляли его.

Продолжительность индикта определялась исключительно волей императора и могла составлять от 5-ти до 15-ти лет. В 314-м году произошла регламентация периода индикта – теперь он продолжался ровно 15 лет. Таким образом, сбор налогов (податей) с граждан империи осуществлялся отныне через данный промежуток времени.

Конкретную дату начало индикта получило с легкой руки римского правителя Октавиана Августа. Для сбора податей он назначил день собственного рождения – 23 сентября. Около 462-го года дата эта была перенесена на 1 сентября. С той поры годы в индикте стали именовать следующим образом: «первый год индикта», «второй год индикта» и т.д. Спустя какое-то время этимология выражений изменилась: теперь говорили не иначе, как «первый индикт», «второй индикт» и т.д.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

537-й год стал переломным в данном вопросе. Император Юстиниан I издал 47 новеллу, а также ввел единообразие в летоисчислении. Исходя из названного выше документа, созданного императором, новый год должен был отныне указываться во всех официальных бумагах Римской империи и – самое главное – начинаться 1 сентября. До этого события существовал другой подход к делу: в каждом городе использовалась собственная, индивидуальная точка отсчета для летоисчисления.

Позже античные греки приложили руку к тому, что термин «индикт» превратился в синоним слов «лето», «год». Соответственно, «новый индикт» - это то же самое, что и по-славянски «новолетие», а по-русски - «новый год». Со временем восточные христиане на официальном уровне приняли Юстиниановское новолетие в свой церковный календарь, сохранив при этом и дату события – 1 сентября. Так появился православный праздник, рассматриваемый в данной статье.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

Богослужения в честь торжества.

В день, когда христиане отмечали Новолетие, в храмах совершались соответствующие службы. Начиная с VI-го века в богослужения эти стали входить различные торжественные песнопения (например, кондаки, тропари), уставные чтения (апостольские, евангельские). И до сегодняшнего дня эти компоненты – неотъемлемая часть богослужений, осуществляемых 14 сентября, в день празднования Освященного времени Церкви.

Начиная с конца X-го века, после того, как языческая Русь приняла христианство, рассматриваемая нами религиозная дата приобрела православный статус. Годовое гражданское летоисчисление наши предки продолжали вести с 1 марта, следуя римскому календарю, а вот церковный год у них теперь начинался по-новому – с 1 сентября.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

В 1492-м году от Рождества Христова точки отсчета гражданского и церковного календарей сравнялись: оба стали начинаться с первого дня осени. Данная традиция утратила свою силу по указу Петра Великого, который в 1700-м году ввел в России новый гражданский календарь. Последний предполагал, что новый год начинается 1 января, а отсчет лет производится не от сотворения мира, как раньше, а от Рождества Христова.

Это событие внесло изменения в богослужения, производимые в день 1 сентября. После утрени и литургии перестали служить торжественный молебен в присутствии царя и патриарха. Но на сам факт существования церковного новолетия сие никак не повлияло: утреню, литургию и вечерню продолжали совершать по прежним богослужебным текстам, в которых Церковь обращается к Богу за получением благословения на предстоящий год. Более того, даже в советскую эпоху, а также и сегодня, в XXI-м веке, верующие православные христиане молят Бога благословить новое лето (новый год) именно 1 сентября.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

Понятие Миротворного круга.

В христианском празднике, отмечаемом ежегодно 14 сентября по новому стилю, помимо термина «церковное новолетие» упоминается также выражение «Миротворный круг». Под ним подразумеваются круговые таблицы, по которым без необходимости совершения сложных математических вычислений можно определить дату Пасхи на любой год. Таким образом, Миротворный круг отражает в этом плане как прошлое, так и будущее. В нем заключено вечное круговое течение времени, а также циклическое повторение астрономических явлений в соответствии с числами юлианского календаря.

14 сентября Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.

Миротворный круг, как и церковное Новолетие, связан с термином «индикт», который мы разбирали с вами выше. По сути, синонимом интересующего нас понятия является выражение «Великий Индиктион». Это не хозяйственная величина, в отличие от индикта простого. Миротворческий круг охватывает 532 года, определяя, таким образом, не только пасхальный цикл, но весь церковный календарь в целом. Великий Индиктион был создан отцами Первого Вселенского собора. Это событие явилось, по большому счету, воцерковлением Юлианского календаря, известного со времен язычников.

Господь Вседержитель

Одним из основополагающих принципов Православной Церкви является неприкосновенность святыни. Само понятие святости означает неотмирность, непринадлежность к обыденному пространству и времени. Православный человек знает, что иконы должны находиться на стене, быть заключены в застекленный киот, и как можно реже перемещаться с места на место.

Мощи святых принято помещать в закрытые раки и ковчеги, предохраняющие их от соприкосновения с греховными устами. Столь же неприкосновенными являются догматы Церкви, основные вероучительные формулы, которые при неизбежной своей антиномичности не могут быть упрощены и исправлены.

История Церкви знает, какие мощные еретические движения возникали при попытке улучшить любой догмат, принятый ее соборным разумом. Столь же неприкосновенной является святыня Великого Индиктиона — освященного Церковью Юлианского календаря.

Поэтому принятая в 1582 году из лучших побуждений (добиться большей астрономической точности и избежать постепенного перемещения праздника Пасхи от весны к лету) календарная реформа папы Григория XIII привела к немыслимому для православного сознания искажению последовательности событий. Пасха, рассчитанная по Григорианскому календарю, нередко совпадает с иудейской Пасхой, а иногда ее опережает.

Календарь — это, в первую очередь, ритм, который связывает индивидуальную жизнь человека с Космосом мироздания. Вместе с этим, календарь — это еще и историческая память человечества. Удовлетворяя этим двум потребностям, Великий Миротворный Круг включает Всемирную историю в Священную историю Церкви.

В системе Великого Индиктиона повторяемость событий включается в поступательное движение Промысла Божьего, так же как сам Промысел Божий включает в себя абсолютную свободу человеческого духа.

Тропарь, глас 2

Всея твари Содетелю, / времена и лета во Своей власти положивый, / благослови венец лета благости Твоея, Господи, / сохраняя в мире люди и град Твой, / молитвами Богородицы, и спаси ны.

Богородичен, глас 1

Радуйся, Обрадованная Богородице Дево, / пристанище и предстательство рода человеческаго, / из Тебе бо воплотися Избавитель мира, / едина бо еси Мати и Дева, / присноблагословенная и Препрославленная, / умоли Христа Бога мир даровати всей вселенней.

Кондак, глас 2

В Вышних живый, Христе Царю, / всех видимых и невидимых Творче и Зиждителю, / Иже дни и нощи, времена и лета сотворивый, / благослови ныне венец лета, / соблюди и сохрани в мире град и люди Твоя, / Многомилостиве.

14 сентября - Освященное время Церкви: церковное новолетие и миротворный круг.