» » 17 июля - День преподобного Андрея Рублева.

17 июля - День преподобного Андрея Рублева.



Дни памяти: 17 июля (нов. ст.) 4 июля (ст.ст.); 19 июля (нов.ст.) 6 июля (ст.ст.) в Соборе Радонежских святых; в Соборе Московских святых в неделю (воскресенье) перед 9 сентября (нов.ст.) 26 августа (ст.ст.)

У истинно верующего православного христианина слово «икона» вызывает благоговейный трепет. А вот схожий термин «иконопись» в силах найти отклик даже в сердце человека, далекого от религии. Все потому, что это искусство. Икона же является его предметом, а не только - хотя и в первую очередь - неотъемлемым атрибутом православия и православного храма. В мировоззрении русского гражданина с иконописью неразрывно связано имя Андрея Рублева. Но немногие знают, что этот отличный мастер своего дела являлся еще и святым. День памяти данного подвижника Церковь отмечает ежегодно 17 июля.



Андрей Рублев появился на свет около 1340-1360-го года. Стоит отметить, что это всего лишь предположение историков, да и то, как видите, достаточно противоречивое. Точная же дата рождения святого никому неизвестна. О происхождении его сохранилось также мало сведений. Понятное дело, что Рублев – это фамилия иконописца или, иначе – родовое прозвище. Оно сохранилось за подвижником в монашестве. Фамилия Рублев имеет окончание «-ев», что характерно исключительно для русских фамилий.

В эпоху XIV – XV вв. родовые прозвища носили только дворяне и представители интеллигенции. Это наводит на мысль о происхождении святого если не от знатного, то хотя бы рода образованных людей. Данный факт подтверждает и острый ум преподобного, его мудрость, способности к творчеству, дарованные, надо думать, мастеру самим Господом Богом.

Историки считают, что Андрей Рублев, будучи еще совсем молодым человеком, проходил обучение иконной живописи за пределами родного государства. Специалисты называют в качестве возможных стран, где преподобный получил художественное образование и после работал, Византию и Болгарию. В те времена подобное часто практиковалось, и не только представителями Церкви.

Одна из версий гласит: Андрей Рублев являлся учеником самого Феофана Грека. Некоторым косвенным подтверждением тому служит совместное упоминание этих двух имен в летописи, датированной 1405-м годом. К слову, первым в ней идет имя Феофана Грека, что указывает на его большую важность.

Также в этой летописи между этими именами обнаружено было имя некого старца Прохора с Городца. Бесспорно, и данная личность оказала определенное влияние на формирование стиля и техники живописи Андрея Рублева.

Известно, что святой Андрей Рублев жил в эпоху великих для Руси исторических событий. Так, 1380-й год ознаменовался кровавой Куликовской битвой, а спустя пару лет Москву разорили и предали огню люди хана Тохтамыша. Историки полагают, что данный эпизод в некоторой степени способен был повлиять на выбор Андреем Рублевым монашеского пути.

В 1395 году случилась на Руси новая беда: нападение могущественного Тамерлана. Великий князь Василий Димитриевич не мог надеяться на победу своих воинов из-за превосходства в численности вражеских полчищ. В связи с этим из Владимира в Москву принесли чудотворную икону Матери Божией. В результате Дева Мария приснилась Тамерлану и велела покинуть Русь, что тот и сделал. Спустя короткое время преподобный Андрей Рублев написал копию с указанного образа Богородицы, предварительно получив благословение митрополита Киприана.

Духовная жизнь святого Андрея Рублева



Знаменитый иконописец Андрей Рублев по версии историков был духовным сыном преподобного Никона Радонежского, который служил Господу в Троице-Сергиевой Лавре. Эти сведения были получены из летописи конца XVI-го столетия.

Согласно другой гипотезе специалистов, мастер постригся в монахи в Спасо-Андрониковом монастыре. Две эти точки зрения не исключают друг друга, ведь обе обители имели тесную взаимосвязь: с одной стороны, святого несомненно связывали общие дела с Никоном Радонежским, а с другой – он часто выполнял поручения великого князя и митрополита.

Специалисты отмечают в Андрее Рублевом и его работах бесспорное присутствие влияния Сергия Радонежского. Святой Андрей Рублев несомненно знал Савву Сторожевского, поскольку в один из периодов жизни трудился в Саввино-Сторожевском монастыре.

Среди личностей, известных, по мнению историков и богословов, Андрею Рублевых, были также:

святитель Феодор, приходившийся преподобному Сергию племянником;

собеседник Сергия Радонежского игумен Кирилл;

основатель Троице-Сергиевой Лавры преподобный Андроник;

монах Ермола-Ефрем;

Епифаний Премудрый – ученик преподобного Сергия;

уже упомянутый ранее митрополит Московский Киприан;

заменивший последнего митрополит Фотий и т.д.

Общаясь со всеми этими и многими другими людьми, имевшими непосредственное отношение к православному христианству, инок Андрей Рублев прямо-таки пропитался атмосферой святости, царившей вокруг него. Он со вниманием вникал в учения Церкви, изучал прилежно жития подвижников Христовых.

Среди книг, которые Андрей Рублев, несомненно, успел прочесть, были «Шестоднев» Иоанна Экзарха, «Палея толковая», «Богословие» Иоанна Дамаскина и другие творения богословов и православных авторов.

Творчество святого Андрея Рублева.



Преподобный создал множество шедевров русской иконописи. На некоторых из них стоит акцентировать особое внимание.

В 1408 году Андрей Рублев вместе с другим мастером по имени Даниил начали работу над росписью Успенского собора во Владимире. Последний считался в то время городом-резиденцией митрополита Московского, соответственно, главный собор являлся кафедральным.

Поэтому росписи храма придавалось огромное значение, такое колоссальное, что в летописи даже указана дата начала процесса: 25-го мая – исключительно редкий случай. Требования к мастерам предъявлялись высокие. Это было обусловлено, прежде всего, ожиданием приезда из Царьграда во Владимир нового митрополита Фотия.

Во-вторых, Греческая Церковь предъявляла к искусству создания икон и фресок претензии, основанные на желании видеть в результате труда иконописцев духовное свидетельство истины.

Впоследствии личности обоих мастеров оказались окружены глубоким уважением и почитанием церковного общества. В середине XVI-го века преподобному Андрею Рублеву по этой причине Стоглавый Собор поручил написать образ Святой Троицы как «пресловущие греческие живописцы», по словам самого Андрея. Таким образом, святой был поставлен представителями Собора в один ряд с маститыми иконописцами того времени.

Строгановский иконописный подлинник конца XVI-го века гласит:

«Преподобный Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные, а прежде живяте в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати Пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу...».

Когда точно случилась кончина подвижника, доподлинно неизвестно. В одном документальном источнике сказано, что мощи святых находятся в «Андрониеве монастыре под старой колокольнею», давно разоренной. Андрея Рублева причислили к лику святых в год празднования 1000-летия Крещения Руси.



Уже после смерти прп. Андрея Даниил, не разлучавшийся с ним в сердце своем и по его отшествии, умирая, получил откровение о прославлении своего духовного брата в Царствии Небесном.

Кисти святого Андрея Рублева принадлежит знаменитый чудотворный образ Пресвятой Троицы, который до сих пор является непревзойденным образцом в иконописании.

Святой Андрей расписывал Благовещенский собор в Московском Кремле, иконостас и сам Успенский собор в г. Владимире (1408 г.).

Прп. Андрей Рублев написал Владимирскую икону Богоматери для Успенского собора в г. Владимире; написал иконостас и расписал стены Успенского собора в Звенигороде (конец XIV - начало XV вв.); деисусный чин в иконостасе собора Рождества Пресвятой Богородицы Савва-Сторожевского монастыря; расписал стены и выполнил иконостас Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры и др.



Преподобный Андрей Рублёв расписывает храм

Тропарь преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева глас 2

,,Плоды добродетелей на земли принесше,/ преподобнии отцы,/ в Небесных чертозех ныне благоухаете, яко райстии цвети,/ и лицем к лицу зрите Пресвятую Троицу,/ Юже дерзновенно молите/ спастися душам нашим."

Тропарь преподобного Андрея Рублева глас 3

,,Божественнаго света лучами облистаемый,/ преподобне Андрее,/ Христа познал еси, Божию Премудрость и Силу,/ и иконою Святыя Троицы всему миру проповедал еси/ Единство во Святей Троице,/ мы же со удивлением и радостию вопием ти:/ имеяй дерзновение ко Пресвятей Троице,// моли просветити души наша."

Кондак преподобных Андроника, Саввы и Александра Московских, Даниила Черного, Андрея Рублева глас 3

,,Вас молим, преподобнии отцы наши,/ телом почивающий на земли,/ духом же Божию престолу предстоящий:/ молитеся о граде Москве/ и о всех, почитающих честную память вашу."

Кондак преподобного Андрея Рублева глас 8

,,От юности к Божественней красоте устремляяся,/ чудный иконописец в земли Российстей был еси,/ и богоносным твоим учителем поревновав,/ сиянием добродетелей украсился еси, преподобне Андрее,// темже и явися Церкве нашея похвала и радование."