» » Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Порой бывает очень обидно за незаслуженно обделенные вниманием картины, которые идут ограниченным прокатом либо покидают экраны спустя неделю после премьеры. Далеко не каждый из таких скромных фильмов заслуживает мгновенного забвения.
К счастью, не самые уверенные кассовые показатели — это еще не приговор. История кино знает немало случаев того, как провальные в финансовом отношении ленты становились уважаемой классикой, образцом для подражания или горячей любви фанатов на протяжении многих десятилетий.

Волшебник страны Оз / The Wizard of Oz, 1939

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Проигравший «Оскар» «Унесенным ветром» фильм «Волшебник страны Оз» долгое время находился в тени своего знаменитого соперника, что обернулось убытком в 1,2 миллиона долларов — внушительные для 1930-х деньги. Эти потери удалось возместить лишь 1949 году, когда переиздание напомнило зрителям о популярной сказке. С тех пор редкие показы фильма по ТВ стали семейным праздником, а с приходом эры видео «Волшебник страны Оз» моментально стал суперхитом — кассета с этим фильмом была на полке в каждом доме, а уж о влиянии картины на весь последующий кинематограф и говорить не нужно.

Гражданин Кейн / Citizen Kane, 1941

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Удивительно, но лишь тогда, когда студия передала свою библиотеку фильмов телевидению, зрители смогли оценить фильм, который сегодня считается одним из лучших за всю историю кинематографа. «Гражданин Кейн» Орсона Уэллса имел очень большие проблемы в год своего выпуска. Уильям Херст, узнавший себя в титульном персонаже картины, сделал все, чтобы лента не попала в кинотеатры, а у Уэллса навсегда пропало желание что-то еще снимать. Магнат угрожал судом кинозалам и прокатчику, режиссер был обвинен во всех смертных грехах, а фильм — оклеветан и подвергнут проплаченной критике. Но справедливость восторжествовала, правда, чуть погодя — на ТВ лента обрела вторую жизнь.

Эта замечательная жизнь / It’s a Wonderful Life, 1946

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Американский синоним Рождества и западный аналог «Иронии судьбы», комедия «Эта замечательная жизнь» в свое время едва не похоронила студию RKO, взявшуюся ее прокатывать. Но дело было не в том, что зрители не захотели смотреть на приключения человека, решившегося проститься с жизнью, а во внутриголливудских настроениях. Ленту и ее режиссера обвинили в симпатиях к коммунизму, в ненависти к банкирам, больше того, в ленте разглядели клевету на людей высшего общества, показанных злыми, лживыми и жадными. «Замечательная жизнь» могла исчезнуть без следа, если бы не потепление общественных отношений — в 1970-е картина стала символом Рождества, а все вмешательства в судьбу ленты сегодняшние зрители воспринимают с улыбкой.

План 9 из открытого космоса / Plan 9 from Outer Space, 1959

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Три года пролежал в ящике стола снятый Эдвардом Вудом еще в 1956 году фильм «План 9 из открытого космоса». Съемки картины дались эксцентричному постановщику нелегко, на группу обрушилось множество проблем, бюджет не складывался, а о финальной работе знаменитого Белы Лугоши и вовсе можно снимать отдельное кино. И, справедливости ради, Вуда не зря назвали «худшим режиссером в истории», однако нелепый ужастик о пришельцах, намеревающихся поработить землян при помощи атаки оживших мертвецов, оказался столь плох, что это само по себе привлекло внимание. Фильм стал настоящим американским достоянием — его цитируют, делают любительские ремейки и вспоминают каждый Хэллоуин.

Вилли Вонка и шоколадная фабрика / Willy Wonka & the Chocolate Factory, 1971

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Психоделическое путешествие на фабрику пугающего Вилли Вонки, где хозяйничают жуткие Умпа-Лумпы с зелеными волосами и оранжевой кожей, едва не стоило создателям «Шоколадной фабрики» карьеры. При бюджете в 3 миллиона долларов фильм заработал всего 4, но еще хуже были отклики на ленту, ее только что не призывали предать анафеме. Отсутствие интереса к фильму привело к тому, что он почти исчез с экранов ТВ на долгие шесть лет. Возвращение в 1977 году было столь бурным, что лента стала завсегдатаем воскресных эфиров кабельных каналов, к 25-летию студия устроила ре-релиз картины, а в 2005 году появился ремейк с Джонни Деппом.

Нечто / The Thing, 1982

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Как и многие другие картины Джона Карпентера, «Нечто» поначалу не получила положительных откликов ни от зрителей, ни от критиков — последние не стеснялись в выражениях: унылое, глупое, неискреннее кино. В прокате «Нечто» заработало всего 15 миллионов, а затем отправилось на ТВ. Но там с картиной произошел забавный казус — телеверсия оказалась так неудачно цензурирована и отредактирована, что зрители невольно захотели увидеть оригинал — и в видеопрокате начался настоящий бум. Очереди молодых людей, стоящих за «Нечто», сплотили и выковали многих современных режиссеров — в своей любви к «Нечто» признаются, например, Роберт Родригес и Джеймс Ганн.

Бегущий по лезвию / Blade Runner, 1982

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Фантастический неонуар Ридли Скотта «Бегущий по лезвию» — это энциклопедический пример того, насколько высоко может взлететь картина, недостаточно оцененная при своем первоначальном релизе. В прокате Декарт сражался не столько с андроидами, сколько со «Звездным путем» и «Инопланетянином», наевшиеся фантастики зрители встретили «Бегущего» холодно, а критики поспешили повесить на фильм ярлык «слабая копия Кубрика». Что случилось через несколько лет, мы прекрасно знаем: картина, на долгие годы установившая стандарты работы с визуальной частью и до сих пор заставляющая поклонников спорить о природе главного героя, стала одним из флагманов научной кинофантастики.

Придорожная закусочная (Дом у дороги) / Road House, 1989

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
На первый взгляд в «Придорожном заведении», видеокассетном хите начала 90-х, не было ничего особенного — вполне обыденная для Голливуда тех времен история о парне, который в небольшом городке вступает в противостояние с местными коррумпированными шишками и бандитами. Вот и в кинотеатрах «Заведение» собрало невеликие даже по тем временам 30 миллионов долларов. Но на то это и видеокассетный хит — самый расцвет популярности ленты пришелся на период трансляций по кабельным каналам: за восемь лет картину прокрутили по ТВ 65 раз, а такого удостаивались лишь редкие ленты. В результате «Придорожное заведение» обрело культовый статус, обзавелось сиквелом, а недавно начали поговаривать и о ремейке.

Побег из Шоушенка / The Shawshank Redemption, 1994

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Сейчас об этом мало кто помнит, но когда драма Фрэнка Дарабонта «Побег из Шоушенка», поставленная по повести Стивена Кинга, вышла в прокат, ей в американских кинотеатрах пришлось противостоять самому «Криминальному чтиву» Тарантино. В первый уик-энд «Побег» собрал 9 миллионов долларов и… исчез из десятки прокатных лидеров. Через четыре месяца картина получила 7 номинаций на «Оскар», но денежный поезд уже ушел, и создатели картины так и не смогли бы заработать на ней, если бы не видеорелиз и трансляция на самых престижных кабельных каналах. Рекордные рейтинги просмотров превратили фильм Дэрабонта в классику, а во всевозможных топах сейчас «Побег из Шоушенка» стоит выше «Чтива».

Донни Дарко / Donnie Darko, 2001

Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми
Авторы слишком запутанного для неподготовленного зрителя фильма «Донни Дарко» даже не стали претендовать на большую кассу, предпочтя выходить сразу на видео, — Дрю Бэрримор, продюсировавшая ленту, умудрилась пропихнуть ее в 58 американских кинотеатров, и это принесло полмиллиона долларов, десятую часть производственного бюджета. Не особенно возбудились и критики — «Донни Дарко» был прохладно встречен в Сандэнсе и уже готов был почить в бозе, но на выручку пришел видеопрокат. Сарафанное радио сделало то, чего не смогли маркетологи и коллеги Бэрримор, — слухи о спорном фильме разошлись столь широко, что от желающих его посмотреть не было отбоя. Через три года создателям даже пришлось выпустить специальную расширенную версию фильма — за ней в магазинах DVD и видеокассет выстраивались очереди. (Источник)
Рубрика: Искусство
Метки: Фильмы / Топ
📅: 14.09.2016
👀: 52 раз(a)
Похожие на "Кассовый провал не помешал этим фильмам стать культовыми" статьи: ↓